07.12.2020 12:03
Кино и концерты

Обыкновенный сюрреализм: "Уикенды с Войцехом Хасом" показывают в кино Минска

Знаковые картины режиссера Войцеха Хаса показывают в кинотеатре "Пионер" в первые и вторые выходные декабря. В рамках "уикендов с Войцехом Хасом" зрители уже посмотрели "Как быть любимой" и "Прощания", а 11 и 12 декабря смогут увидеть картины "Рукопись, найденная в Сарагосе" и "Санаторий под Клепсидрой".

"Уикенды с Войцехом Хасом" – целиком воссозданная ретроспектива из программы 27-го ММКФ "Лістапад". Подобрать "волшебные" ключи к этим работам поможет программный директор ММКФ "Лістапад" Игорь Сукманов, с которым зрители могут обсудить картины после просмотра. Проникнуться эстетикой загадочного польского гения можно на специальной выставке плакатов к фильмам Хаса – она представлена в холле кинотеатра "Центральный" до 13 декабря.

Войцехом Хасом восхищались Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Дэвид Линч, Луис Бунюэль. Его фильмам присваивали "культовые" ярлыки, причисляли к классике сюрреализма, авангарда и восточноевропейского экзистенциализма. При этом Хас всегда играл роль режиссера-отшельника. Держался тени и будто прятался за спинами своих феноменально одаренных коллег Анджея Вайды, Кшиштофа Кесьлевского, Романа Полански.

Он был чужд пафоса, и потому его блистательные шедевры, пытающиеся воспроизвести логику сна, лишены резких выразительных приемов и аттракций. Он снимал любовные фильмы "без любви", густонаселенные фрески "без труб и барабанов", мелодрамы и ужасы как неопознанные интеллектуальные шарады. Он тяготел к глубокофокусной съемке, декоративному убранству кадра, сложным постановочным движениям камеры. Он рассуждал в своих картинах об отчужденности и тоске без капли скуки и снобизма. Войцех Хас стал известен не только благодаря своему уникальному почерку в игровом кино, но и как режиссёр документальных и научно-популярных лент. Кроме этого, Хас долгое время возглавлял киношколу в Лодзи, одну из самых авторитетных в Восточной Европе.

11 ноября. "Рукопись, найденная в Сарагосе" (1965, Польша), 183 мин.

Специальный приз Ассоциации сценаристов Испании (1972 г.)

рукопись.jpg

Эпоха Наполеоновских войн. Во времена осады Сарагосы молодой офицер находит рукопись, относящуюся к истории его дедушки, капитана Валлонской гвардии – Альфонса ван Вордена. Удивительные приключения Вордена в горах Сьерра-Морены похожи на странствия в причудливом лабиринте, за каждым поворотом которого скрываются духи, демоны, восточные красавицы, живые мертвецы, плуты, разбойники, святоши и чернокнижники.

Шедевр мирового киносюрреализма снят мотивам культового романа Яна Потоцкого.

12 ноября. "Санаторий под клепсидрой" (1973), 124 мин.

Каннский МКФ (Франция) – Приз жюри

Sanatorium pod klepsydra.jpg

Юзеф приезжает в санаторий, где умирает его отец. Похоже, время здесь остановилось, а грань между снами и воспоминаниями вовсе неразличима. Мужчина бродит по обветшалым комнатам санатория, по укромным и загадочным садам, где оживают образы из его детства, исторические персонажи, незнакомые люди, похожие на механических кукол и разбивающиеся при падении. Фильм снят по мотивам книги Бруно Шульца, "польского Кафки".

Посмотреть эти картины можно в кинозале, где с помощью шахматной рассадки создана социальная дистанция между зрителями. Напоминаем, что ваш главный аксессуар при походе в кино – защитная маска, которая обязательна при посещении всех общественных мест.

Прокат картины в Минске организует Центр визуальных и исполнительских искусств "АРТ Корпорейшн", выступая гидом по хорошему кино для тех, кто успел соскучиться по авторским картинам. Показ фильмов проходит при поддержке Института Адама Мицкевича и Польского института в Минске.