20.07.2021 11:18
Разное

Топ-10 легендарных мотоциклов СССР

В их основе лежали "творчески переработанные" конструкции лучших иностранных моделей. Их собирали на заводах, построенных, чтобы победить в самой страшной войне. Их мог самостоятельно починить даже самый криворукий владелец.

За это мы, "советские", любили эти мотоциклы. Особенно в отсутствие хоть какого выбора. Мы любим их и сейчас: неубиваемые раритеты спустя десятки лет безжалостно эксплуатируются на селе и трепетно восстанавливаются в городских гаражах.

Пережив СССР, некоторые экземпляры легендарных советских мотоциклов успешно переживут еще не одно поколение владельцев.

"Вятка ВП-150". Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия "лучшего мотороллера всех времен и народов" итальянской Vespa GS150.

До "Вятки" завод выпускал легендарные ППШ – пистолеты-пулеметы Шпагина. И пусть советский мотороллер не получил той славы, в лучах которой справедливо купается его старшая сестра Vespa, но более миллиона проданных в 50 странах мира "Вяток" (включая последующие модификации) – очень достойный результат.

Мотороллер был, по воспоминаниям владельцев, самым "дискотечным" транспортом. Его с теплом вспоминают мужчины, которые, в отличие от "байкеров", доезжали до клуба в не заляпанных грязью и машинным маслом брюках, и женщины, которым не приходилось менять нарядное платье на "спецодежду".

Л-300 "Красный Октябрь". Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 "Красный октябрь".

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот "потомок" Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием "Красный Октябрь" выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – "дублера" британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых "подсмотрели" у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

"Потомков" М-72 в начале "нулевых" заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы "пошли в народ". По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на "Уралы" дополнительную "активную и пассивную защиту" – броню и пулемет.

"Урал М-62". Выбор милиции

Массово пересаживать советскую милицию на патрульные автомобили стали только в 1970-х. А до этого их основным транспортом были мотоциклы с коляской.

Первые послевоенные десятилетия милиционеры ездили на армейских моделях. А с середины 1960-х получили в свое распоряжение не менее надежные, но еще более подходящие для милицейской работы "шестидесятки" – патрульная версия "Урал М-62" и его "потомки" (вплоть до М-67).

"Урал М-62", к слову, прославился ролью в великолепном фильме "Берегись автомобиля" (всего в фильме было снято целых пять разных мотоциклов).

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

"Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!" – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его "голос" – не меньшая легенда, чем в США – рокот "харлеев"), Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

"Иж Планета Спорт". Первый серийный "спортсмен"

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то "Иж Планета Спорт" создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из "Ижей" можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика "Иж Планета Спорт" не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

"Ява 360". Самый киногеничный

К 1970-м на "Явах" ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.


Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

"Ява 350 638". Главный мотоцикл "ревущих 90-х"

Последняя из "Яв", продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала "народным" мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так "Яву 350 638" можно увидеть в драме "Авария – дочь мента" и боевике "Крысы, или Ночная мафия".

Мотоциклу даже посвящена песня "Ява" популярной в те годы группы "Сектор газа".

"Днепр 11". Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали "Днепр 11".

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных "тяжеловесов" и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти "основу" для доработки достаточно легко.

"Минск М1А". Первый белорусский

И по сей день самым "народным" мотоциклом в Беларуси остаются "минскачи". Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы "Минск" перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия "винтаж"), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским "байком" стал Минск М1А, имевший множество "родственников" не только в СССР, но и за рубежом. "Предок" мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых "минскачей" в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного "автоманьяка": "Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог".