16.04.2013 18:21
Бизнес и право

Все без ума от книги. В чем секреты успеха бестселлера

Представьте экономически развитую страну со 128-миллионным населением. Несмотря на то, что государство расположено на 6852 островах, оно целиком охвачено товаропроводящими цепочками — острова включены в единую торговую сеть. Система письменности в государстве очень специфична, однако абсолютно все население грамотно. При этом интеллигенция свободно владеет иностранными языками. И все здесь любят читать книги настолько, что страна десятилетиями не покидает первую пятерку мировых держав по числу книжных изданий.

А теперь представьте одного из ведущих писателей этой страны. Он редко появляется на публике, почти никогда не дает интервью («Журналисты режут твои слова, как им нужно, и заставляют глупо выглядеть», — полагает он) и вообще живет за рубежом, потому что там ему лучше работается и пишется. Три детали: любит джаз (в личной коллекции 40 тысяч пластинок), увлекается марафонским бегом, переводит зарубежную литературу (перевел роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» настолько хорошо, что побил все рекорды продаж переводной литературы в своей стране).

Массовая книгомания

Скорее всего, вы догадались, что речь идет о Японии. Писатель тоже не вымышленный: это 65-летний Харуки Мураками.

В 2009 году новый двухтомный роман Мураками «1Q84» еще до начала продаж вызвал ажиотажный интерес читателей — не в последнюю очередь из-за того, что писатель «молчал» пять лет. Выпускающее книгу издательство «Синтёся» объявило тогда, что оно завалено заказами и экстренно увеличивает тираж первого издания с 380 до 480 тыс. экземпляров. Расчеты издателей не оправдались: 28 мая, когда двухтомник появился на прилавках магазинов, весь тираж был раскуплен до конца (!) дня. За первые полтора месяца после релиза количество проданных экземпляров приблизилось к отметке в 2 миллиона. Роман впоследствии стал бестселлером года, получил всемирное признание.

Но и эти цифры не явились пределом: через год, в 2010-м, тираж третьей части «1Q84» достиг 1 миллиона экземпляров всего за 12 (!) дней с начала продаж. Оцените удачность маркетингового хода: до самого начала продаж содержание «1Q84» и даже краткая сюжетная линия оставались неизвестными и для покупателей, и для критиков. Даже об обложках трехтомника ничего не было известно! Так, запечатанный в непрозрачной пленке третий том проделал путь из типографии в магазины не в пластиковых, а в картонных коробках. Это оказалось неожиданно и интригующе. Неудивительно, что многие книжные магазины Японии начинали продажи «1Q84» и в 2009-м, и в 2010-м году за несколько часов до открытия: с семи часов утра прилавки с романом уже стояли прямо на улицах и около них сразу образовывались большие очереди. Вот она, «муракамимания» в действии!..

На сегодняшний день все три части «1Q84» переведены востоковедом Дмитрием Ковалениным, и сюжет романа больше не тайна для русскоязычного читателя. Но книги Мураками вообще трудно поддаются пересказу, потому что автор, рисуя главным образом, внутренний мир героев, обращается к подсознанию читателей. В то же время романы Мураками очень «земные»: персонажи ходят на работу, готовят еду, много спорят друг с другом, занимаются сексом, слушают музыку и читают книги, размышляют о себе и мире. Если буквально в нескольких предложениях и сильно упрощая, то «1Q84» — об инструкторше фитнес-клуба Аомамэ и учителе математики Тэнго, которые в 1984 году «выпали» из родного Токио и теперь разыскивают друг друга, преследуемые религиозными фанатиками. Кроме поисков любви, автор исследует такие темы, как вера и религия, бытовое насилие и убийства из мести. Автору удалось показать современных людей, живущих в условиях нарастающего глобального хаоса, переплести разные истории и судьбы.

Как продавать роман

Мураками не почивает на лаврах, а все так же держит читателей в напряжении — сначала в жизни, потом — в книгах. Так, ровно в полночь 12 апреля 2013 года начались продажи его нового романа «Бесцветный Цукуру Тасаки и год его последнего паломничества». Первый тираж (издатели, наверное, не захотели сглазить) составил всего полмиллиона экземпляров. И это при том, что только на Amazon.jp количество предварительных заказов на книгу превысило 20 тыс. — ранее ни один роман Мураками, даже «1Q84», не собирал такого количества!

По случаю начала продаж самые крупные магазины страны устроили мероприятия с участием известных японских литераторов и критиков. Они не закрывались на ночь, предусмотрев специальную программу, чтобы занять многочисленных покупателей (хотя, будучи настолько перевозбуждены, разве могли они скучать?) Некоторые столичные книготорговцы пошли на компромисс: так, магазин Сансэйдо, работающий с десяти утра, начал продажу книги из вагончиков перед входом за три часа до открытия. А книжный магазин Асахия в восемь часов утра открыл передвижной филиал недалеко от железнодорожной станции Икебукуро, дабы желающие могли приобрести новинку по пути на учебу или работу.

В числе прочих бизнесменов проявил деловую хватку и директор магазина из г. Китакюсю (префектура Фукуока), задумав «доставить книгу почитателям Мураками хоть на секунду, но раньше». После закрытия магазина в восемь часов вечера 11 апреля сотрудники магазина и сам его владелец надели специальные футболки с названием новой книги автора и ближе к полуночи начали обратный отсчет перед началом продаж.

Сюжет новой книги, опять-таки, до последнего момента держали в строгой тайне.

В результате продажи романа «Бесцветный Цукуру Тадзаки и его годы странствий» превысили 985 тыс. экземпляров, что сделало его абсолютным бестселлером в Японии.

Новая книга

В апреле 2014 года Харуки Мураками планирует выпустить новый сборник рассказов, который станет первым за последние девять лет. 

Как ожидается, в состав сборника под названием «Мужчины без женщин» войдет один новый рассказ, а также пять историй, которые уже ранее были опубликованы в различных японских журналах. 

Составляющие успеха

Итак, талантливый писатель, начитанная нация, свободный и развитый рынок, ушлые издатели, эффективный маркетинг позволяют достичь эффективности и окупаемости затрат с приставкой «сверх». Благодаря таким успешным коммерческим проектам современная художественным литература в Японии и других странах становится поистине социальным явлением, национальным торжеством. Совокупный тираж «1Q84» только на родине писателя составил около 4,5 миллиона экземпляров (книги Мураками выходят еще и в 40 зарубежных странах). Таким образом, «1Q84» купил каждый 28-й японец. Если эту цифру «приложить» к Беларуси, то получается, что тираж нашего национального супербестселлера мог бы достичь 340 тысяч экземпляров. Однако пока в Беларуси из всех слагаемых успеха есть только даровитые писатели, а этого для книжного, культурного процветания страны явно недостаточно.

Павел Абрамович

 

Три факта о читающей Японии

1. В Японии свыше 4 тыс. издательств, часть которых специализируются на выпуске книжных серий. Так, «Собрание древних японских документов» насчитывает сотни томов и издается на протяжении 60 лет.

2. Канда Дзимботе — торговый центр Токио по продаже старых и подержанных книг. На площади всего в половину квадратного километра расположено почти 160 магазинов, а полный ассортимент предлагаемых книг превышает 10 миллионов томов — это самый большой книжный рынок в мире.

3. Согласно исследованию R.R. Bowker 72% японских потребителей книжной продукции никогда не читали электронных книг и не собираются делать это и впредь. Общий уровень принятия электронных книг в Японии остается самым низким среди развитых стран мира. Только 8% японских читателей хоть раз скачали электронную книгу и заплатили за нее.