21.11.2012 10:59
Бизнес и право

Владелец агроусадьбы: «После отъезда гостей нужно 2 дня, чтобы перевести дух»

«Не надо думать, что у нас мешки с деньгами дома стоят, — комментирует немаленькие расценки на отдых в белорусских агроусадьбах владелец одного из таких подворий. — Мы не зарабатываем таких сумасшедших денег, как многие думают». После таких слов обозреватель портала interfax.by был готов с интересом выслушать рассказ представителей отечественного агроэкотуризма о нелегких буднях представителей сферы «гостеприимных» услуг.

«Мы незримо контролируем, что там происходит»

«Гость в дом — Бог в дом» — казалось бы, эта поговорка должна характеризовать деятельность владельцев всех белорусских агроусадеб. Ибо агроэкотуризм, по мнению представителей данной отрасли, по идее, мог бы стать одной из «визитных карточек» Беларуси. Так оно и есть. Вот только гости попадаются разные.

- В основном, наплыв посетителей случается в пятницу, субботу и воскресенье, — говорит владелец агроусадьбы в Пуховичском районе Минской области Андрей Нижник. — Стоимость суточного пребывания — около $40 с человека. Много? Кому-то, может быть, и много. Но не забудьте, что сюда входит трехразовое питание. Кроме того, даже скептики, уезжая от нас, с удовольствием расстаются с деньгами. А вот тем, кто обслуживает клиентов, нужно «отойти» от наплыва посетителей хотя бы два дня — в понедельник и вторник. В среду и четверг много хозяйственных дел. Газа в нашей деревне нет, приходится заготавливать дрова. Летом — огород, косьба. У нас участок небольшой — всего 1 гектар, но обходимся без техники. А есть владельцы агроусадеб, у которых 10 гектаров. Разве с ними так просто управишься?

«Клиент всегда прав» — такой девиз подразумевает некоторые издержки, связанные с материальными потерями во время обслуживания гостей. Андрей вспоминает случай, когда в одной из усадеб, как в том анекдоте, гости порвали баян. А инструмент оказался редкий, ценный. Что делать — требовать компенсации? Нет, хозяин усадьбы только пожурил гостей и остался с материальным убытком.

Потому-то большинство владельцев «домиков в деревне» стараются не оставлять свое хозяйство на произвол судьбы.

- Мы незримо контролируем все, что там происходит, — говорит Андрей Нижник. — Таким образом и хозяева спокойны за свое имущество, и гости не предоставлены сами себе, а могут рассчитывать на достойный сервис на протяжении всего времени пребывания в усадьбе.

«Я пытаюсь играть, иногда людям нравится»

Анатолий Ганец, хозяин агроусадьбы в 35 км от Минской кольцевой автодороги, считает, что природы и крыши над головой сегодня недостаточно для современного агротуристического сервиса.

- По сравнению с прошлыми годами у отдыхающих изменился менталитет, — говорит он. — Когда-то действительно было так: приезжают клиенты, им нужен лишь ночлег и завтрак. Сейчас же все чаще актуальная культурно-развлекательная программа — как на территории самой усадьбы, так и вне ее пределов. А я и сам заинтересован, чтобы гости пожили не день, а три-четыре. Хорошо, что еще в Воложинском районе Минской области удалось наладить связи с государственными и частными структурами, так что скучать клиенты не будут. Захотят — устроим экскурсию в экомузей, усадьбу «Мир пчел», рыбалку, охоту, подводную рыбалку и т.д.

Анатолий Ганец отмечает, что еще одним примером партнерства госорганизаций и частного бизнеса во многих регионах Беларуси могло бы стать воплотившаяся в Воложинском районе практика оздоровления в санатории при одновременном проживании в агроусадьбе.

А если у гостей нет желания выезжать за пределы усадьбы, культура сама готова прийти в гости.

- Анатолий сам умеет играть на музыкальных инструментах, — хвалит коллегу Андрей Нижник. — Я тоже пытаюсь играть. Иногда людям нравится. А вообще, многолетний опыт работы в данном бизнесе помог установить много полезных контактов. Теперь цыганские или народные коллективы, ведущие, клоуны готовы по первому звонку приехать и выступить перед гостями агроусадьбы.

Агроусадьбе, как и туалету, нужен указатель

На фоне пропаганды агроэкотуризма многие владельцы усадеб сталкиваются с проблемой «информационной недоступности» их объектов. В Интернете координаты есть, а вот в реальности добраться до места проблематично. Тут и с картой заплутаешь, не говоря уже о тех, кто плохо ориентируется на местности.

- На дорогах нет указателей, — сетует Анатолий Ганец. — Вот в Гомельской области местные дорожники идут навстречу хозяевам агроусадеб, а в Минской области вопрос никак не решается. Один знак стоит более Br2 млн. Но ведь когда-то нужно начинать. Хотя бы на съездах с крупных автомагистралей указатели поставили. А на местных дорогах мы уж как-нибудь своими силами управимся — на той же деревянной доске сами пишем: «Туды», «Сюды», «Прама». Если хотите, агротуризм можно смело сравнить с услугой другого рода: востребованность данного объекта, как и туалета, начинается с указателей.

Кто они — гости белорусских агроусадеб?

Владельцы агроусадеб рады всем. А кто рад видеть их? Только ли обеспеченные белорусы, гости из России и других стран, расположенных по соседству с нами? Директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ Вадим Кармазин не без удовлетворения отмечает, что клиенты едут к нам из многих европейских государств.

- Конечно, большинство — 86% — жители Беларуси, — отмечает специалист. — Что касается государств, то пятерка лидеров выглядит так: Россия, Украина, Литва, Польша, Молдова. Плюс Германия и некоторые другие страны.

- География въездного туризма расширилась не сразу, — добавляет председатель правления общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова. — Десять лет назад, когда первые агроусадьбы начинали работать по принципу «койка плюс завтрак», лишь страстные любители белорусской природы соглашались на такой сервис. Сейчас же некоторые владельцы усадеб работают как мини-туроператоры, в результате к ним регулярно приезжают организованные группы на автобусах.

- Представляете, каждую неделю к нам приезжали автобусы с туристами из Австралии, Новой Зеландии, других стран, — вспоминает один из владельцев агроусадеб. — Вот и на 2013 год, начиная с апреля и вплоть до конца декабря, у нас все дни расписаны. Так что не стоит думать, что агроусадьбы — это «местечковый» бизнес. Если его грамотно развивать, вкладывать в строительство, обустройство инфраструктуры и расширение сервиса, то клиенты обязательно будут. Другое дело, что не все пока готовы этим заниматься. А потому и цены на услуги могут отличаться в разы.

По мнению Анатолия Ганца, людей в сельскую местность можно завлечь не только агрогородками.

- После посещения хорошей агроусадьбы и знакомства с тонкостями ведения бизнеса многие задумываются над перспективами переезда из города в деревню, — говорит он. — Спрос на агроэкотуризм в нашей стране есть, и данный сегмент рынка услуг заполнится еще не скоро.

Вместо послесловия

Кто-то из читателей может подумать, нашими собеседниками являлись владельцы «супер-пупер» усадеб. Судите сами.

Андрей Нижник может похвастаться тремя домами — «гостевым», «банным» и «семейным». На территории усадьбы — большой пруд, беседка, сеновал, кострище, лужайка с цветниками, небольшой бассейн, сад и огородик.

Анатолий Ганец имеет в своем распоряжении два двухэтажных дома, на территории — зарыбленное озеро. Имеются баня на дровах, столовая.

Разумеется, в обеих усадьбах есть необходимые атрибуты «отдыха XXI века» — баня, прокат оборудования, душ, Интернет, камин, караоке, автостоянка и т.п. Только все это появилось не сразу. Агроэкотуризму в Беларуси в конце 2012 года официально исполнилось десять лет.

Александр Нестеров

Фото: zarechany.by, tio.by, volozhin.gov.by