28.07.2020 11:26
Разное

В Минске обсуждают инициативу РФ о переходе на российскую платформу фискального контроля

Правительство России активизировало предложения по переводу информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на цифровые платформы Российской Федерации. В связи с этим министерство по налогам и сборам (МНС) Беларуси обратилось к заинтересованным ведомствам с просьбой изложить свою позицию по поводу такого предложения.

"С 2019 года правительство Российской Федерации активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Республике Беларусь в сфере фискального контроля, на цифровые платформы Российской Федерации. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров. (…) В настоящее время давление с российской стороны усилилось, в связи с чем необходимо еще раз всесторонне оценить ситуацию на основе мнения всех заинтересованных и информировать Правительство Республики Беларусь", - говорится в письме МНС, с которым ознакомилось агентство "Интерфакс-Запад".

В МНС констатируют наличие ряда критических рисков, которые несет в себе перевод национальных информационных систем на зарубежные программно-аппаратные платформы. Отмечается, что данный вопрос обсуждался на площадках Союзного государства и Евразийской экономической комиссии. Белорусская сторона не соглашалась с предложениями России.

Среди основных угроз перехода на российскую цифровую систему фискального контроля называется получение российским правительством коммерческой информации о финансово-хозяйственной деятельности белорусских компаний на основе доступа к информации по всей цепочке движения товаров, в том числе об объемах ввоза и экспорта товаров, участниках оборота, формировании добавленной стоимости и уровне маржинальности.

Кроме того, в МНС опасаются, что может появиться возможность "технической блокировки "нежелательных" белорусских участников рынка". Наряду с иными рисками выделяется "невозможность в течение как минимум двух лет восстановления и запуска национальных систем, выполняющих аналогичные функции" и необходимость внесения изменений в порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

При этом отмечается, что действующими в рамках ЕАЭС соглашениями о маркировке товаров средствами идентификации и механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, не предусмотрена обязанность использования единых информационных систем.