11.11.2020 15:13
Разное

Нацбанк Беларуси отказался от перехода на таргетирование инфляции с 2021г

Национальный банк Беларуси (НББ) вынужден отказаться от перехода на инфляционное таргетирование в качестве режима реализации денежно-кредитной политики, заявил член правления НББ Дмитрий Мурин на онлайн-брифинге в среду.

"На наш взгляд, переходить на данный режим (таргетирования инфляции - ИФ) пока преждевременно. Прежде всего в силу того, что для этого не созданы все условия и, в частности, не внесены необходимые изменения в законодательство", - сказал Мурин.

"Поэтому в следующем году мы планируем сохранить текущий режим - монетарное таргетирование", - констатировал он.

Как сообщалось, в начале октября НББ вынес на общественное обсуждение проект изменений в Банковский кодекс в рамках ранее запланированного перехода на реализацию денежно-кредитной политики в режиме таргетирования инфляции с 1 января 2021 года.

С 2015 года НББ реализует денежно-кредитную политику в режиме монетарного таргетирования. Ранее НББ отмечал, что переход на режим монетарного таргетирования предполагает значительное расширение его полномочий и укрепление институциональной независимости.

В соответствии с обсуждаемым законопроектом об изменениях в Банковский кодекс, планировалось перейти с ежегодного на трехлетний период прогнозирования денежно-кредитной политики. Проект предусматривал, что президент страны будет утверждать цель по инфляции в виде допустимых границ на ближайшие три года. При этом в рамках утвержденной трехлетней цели по инфляции НББ будет самостоятельно утверждать основные направления денежно-кредитной политики ежегодно во взаимодействии с правительством.

"Предлагается закрепить в Банковском кодексе норму о предоставлении Национальному банку права определять во взаимодействии с правительством республики основные направления денежно-кредитной политики на очередной год и два последующих года на основе утверждаемого главой государства на трехлетний период целевого показателя ценовой стабильности", - говорится в обосновании проекта.

В настоящее время основные направления денежно-кредитной политики ежегодно утверждаются указом президента Белоруссии, Нацбанк предоставляет отчет о его выполнении.

Важным отличием от традиционной практики реализации денежно-кредитной политики могла бы стать публикация Нацбанком собственного прогноза развития национальной экономики Беларуси. "Предлагается законодательно закрепить возможность для Национального банка осуществлять собственный анализ и прогноз не только тенденций в денежно-кредитной сфере, но и в экономике в целом, а также доводить соответствующую информацию до сведения экономических агентов", - говорится в обосновании проекта.

Как отмечается в обосновании, "ожидания и предпочтения экономических агентов, в том числе иностранных инвесторов, во многом определяются степенью операционной независимости центрального банка страны и четкостью разграничения сфер ответственности с другими органами государственного управления".

В этой связи НББ рассчитывает на законодательное закрепление принципа невмешательства в свою деятельность других госорганов. Данная норма ранее была внесена в устав Нацбанка. Также законодательно будет исключена возможность финансирования дефицита бюджета за счет эмиссионных ресурсов Национального банка (за счет покупки государственных ценных бумаг при их первичном размещении), что "является необходимым условием обеспечения жесткого контроля за эмиссией с целью обеспечения ценовой стабильности и макроэкономической сбалансированности в целом", - говорится в обосновании.

В законопроекте также предусмотрено дополнение случаев освобождения от должности председателя и членов правления Национального банка. Так, они могут быть отправлены в отставку в случае "недостижения целевого показателя ценовой стабильности в течение трех лет".

Ранее НББ отмечал, что в Белоруссии практически созданы необходимые начальные экономические условия для реализации режима инфляционного таргетирования, в том числе достигнута и поддерживается макроэкономическая стабильность, обеспечен переход к гибкому курсообразованию, реализуется комплекс мер по сохранению в 2020 году инфляции на уровне 5%. Если законодательство будет приведено в соответствие режиму таргетирования инфляции, то он может начать функционировать с 1 января 2021 года, подчеркивало руководство НББ.