29.03.2021 16:59
Разное

Беларусь планирует за 5 лет увеличить экспорт транспортных услуг на 25%

Правительство Беларуси планирует в 2025 году увеличить экспорт транспортных услуг на 25% по сравнению с уровнем 2020 года.

transp.jpg

Целевой прогноз предусмотрен опубликованной госпрограммой развития транспортной отрасли республики, которая утверждена постановлением совета министров.

Основными целевыми показателями программы предусмотрен также рост грузооборота (без учета трубопроводного транспорта) в 2025 году на 20,6%, пассажирооборота - на 31,7% к уровню 2020 года.

В документе отмечается, что после периода роста транспортной отрасли в 2016-2018 годах с 2019 года отмечался спад по ключевым направлениям. "С 2019 года для транспортной отрасли сложились неблагоприятные внешние факторы. Это связано с приостановкой поставок нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии в связи с низким качеством российской нефти, снижением объемов отгрузок калийных удобрений, падением в европейских странах спроса на каменный уголь, переориентацией российских грузопотоков с портов стран Балтии на собственные российские порты. С марта 2020 года транспортная отрасль столкнулась с серьезным вызовом, связанным с пандемией", - говорится в преамбуле госпрограммы.

В результате, в 2020 году экспорт транспортных услуг снизился на 8,4% по сравнению с объемом 2019 года - до $3,7 млрд (рост на 23,6% к 2015 году). Грузооборот (без учета трубопроводного транспорта) за 2020 год составил 71,3 млрд тонно-километров, сократившись на 7,2% (рост на 9% к уровню 2015 года), пассажирооборот упал на 33,7% - до 18 млрд пассажиро-километров (на 27% меньше, чем в 2015 году).

В рамках госпрограммы запланирован рост экспортных услуг автотранспорта за пятилетие на 25% (в том числе на 3,5% в 2021 году), железнодорожного транспорта - на 15,9% (в том числе на 3% в 2021 году). При этом прогнозируется, что экспорт транспортных услуг авиатранспорта вырастет почти в 2 раза (на 95,9%), в том числе на 15% в 2021 году.

Согласно приведенным в документе данным, экспорт услуг грузового автотранспорта за 2020 год составил $1,4 млрд (рост на 63,3% к уровню 2015 года), общий грузооборот - 28,8 млрд тонно-километров (рост на 17,3%).

Грузооборот железнодорожного транспорта в 2020 году вырос по сравнению с 2015 годом на 4% - до 42,4 млрд тонно-километров, пассажирооборот - упал на 47,4%, до 3,7 млрд пассажиро-километров.

По прогнозу, общий грузооборот автотранспорта за 5 лет должен вырасти на 18,2%, железнодорожного транспорта - на 20%, авиатранспорта - в 12,5 раза (в том числе на 20% в 2021 году).

В соответствии с программой, белорусские власти запланировали кратный рост перевозки пассажиров авиатранспортом после кризисного для отрасли 2020 года. Так, в 2025 году по сравнению с 2020 годом пассажирооборот должен вырасти в 2,6 раза, в том числе на 17,7% в 2021 году. Ожидается, что объем обслуженных в белорусских аэропортах пассажиров за пятилетку вырастет в 2,8 раза, в 2021 году планируется рост на 16,1%.

При этом в документе отмечается, что "последствия распространения в 2020 году вирусной инфекции COVID-19 негативно отразились на авиационной индустрии Республики Беларусь, отрасль испытывает тяжелейший кризис за всю историю". В результате введенных карантинных мер по итогам 2020 года пассажирооборот воздушного транспорта снизился на 9,7% к уровню 2015 года, объем перевезенных пассажиров - на 18,3%, грузооборот - на 0,4%.

В целом на финансовое обеспечение госпрограммы по развитию транспортной отрасли за пять лет предусмотрено направить 7,55 млрд белорусских рублей ($2,9 млрд по текущему курсу). В качестве источников названы средства республиканского и местных бюджетов, отраслевые внебюджетные фонды, кредитные ресурсы.