12.08.2021 13:43
Разное

ЖД Литвы могут недополучить 100 млн евро от прекращения перевозок белорусских грузов

Государственной компании Lietuvos gelezinkeliai ("Литовские железные дороги") после прекращения транзита белорусских калийных удобрений и других белорусских грузов могут потребоваться государственные субсидии на содержание инфраструктуры, сообщил агентству BNS глава компании Мантас Бартушка.

"Похоже, приближается тот момент, когда грузы (из Беларуси - ИФ) остановятся, это означает, что в год мы не получим около 60 млн евро выручки, а вся литовская цепочка логистики не получит более 100 млн евро выручки. (. . .) Конечно самыми важными являются грузы "Беларуськалия", мы на сегодняшний день больше не возим грузы нефти и грузы гродненского "Азота". По нашим подсчетам, в год может потребоваться около 60 млн евро субсидий на инфраструктуру", - сказал Бартушка.

По его словам, субсидии нужны, чтобы не перекладывать растущие расходы на инфраструктуру на других клиентов, прежде всего, промышленных, в противном случае придется примерно на 30% повысить железнодорожные тарифы.

Бартушка отметил, что дискуссии о новых грузах ведутся с Украиной, компания также думает о привлечении грузов из Турции.

Ранее министр транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил, что продукция белорусского производителя калийных удобрений "Беларуськалий" не будет перевозиться через Литву с декабря.

В прошлом году Lietuvos gelezinkeliai перевезла около 11 млн тонн удобрений "Беларуськалия", а белорусских грузов в целом - 18-19 тонн.

Как сообщалось, 9 августа США объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия", ряда белорусских бизнесменов, 15 связанных с ними компаний и белорусского Абсолютбанка в связи с политической ситуацией в стране. Соответствующий указ опубликовала пресс-служба Белого дома.

Санкции в отношении "Беларуськалия" введены под предлогом того, что компания является одним из крупнейших государственных предприятий Беларуси и одним из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, таким образом, став "источником незаконного богатства для режима".

Минфин США в свою очередь выпустил лицензию на осуществление сделок, необходимых для сворачивания сотрудничества с "Беларуськалием". В соответствии с документом, на это отведено 4 месяца. "Настоящей генеральной лицензией до 00:01 стандартного времени Восточного побережья (США) 8 декабря 2021 года разрешаются все операции и действия, запрещенные указом президента от 9 августа 2021 года, которые являются повседневными и необходимыми для прекращения сотрудничества с ОАО "Беларуськалий" или любым предприятием, в котором ОАО "Беларуськалий" прямо или косвенно владеет 50 или более процентами акций", - говорится в документе.

При этом предусмотрен запрет на заключение новых контрактов на покупку продукции у предприятия. По истечении этого срока американцам будет запрещено вести дела с компанией, ее активы в США будут заблокированы.

Экспорт калийных удобрений из Беларуси осуществляет "Белорусская калийная компания" (БКК). Непосредственно "Беларуськалий" не занимается поставками хлоркалия на внешние рынки. Доля "Беларуськалия" в БКК составляет 48%, госмонополисту "Белорусская железная дорога" принадлежит 42% акций трейдера, государственной страховой компании "Белэксимгарант" - 10%.

Ранее санкции в отношении поставок хлоркалия из Беларуси ввел Евросоюз. Совет ЕС 24 июня принял решение о введении секторальных санкций в отношении Беларуси. Санкции предусматривают, в том числе, запрет на торговлю отдельными видами калийных удобрений, нефтепродуктами, табачными изделиями, а также их транзит. В части нефтепродуктов и калийных удобрений санкции не распространяются на контракты, заключенные до 25 июня 2021 года. Между тем, санкции ЕС не распространяются на основную продукцию "Беларуськалия" - хлористый калий 60-61%, который используется для внесения в почву и производства сложных удобрений.

"Беларуськалий" является единственным производителем хлоркалия в республике, а также одним из крупнейших поставщиков калийных удобрений на мировой рынок. Предприятие экспортирует продукцию через БКК в 107 стран, при этом его доля в мировом экспорте калийных удобрений превышает 20%.