27.10.2020 17:09
Финансы

Российские компании все чаще намеренно задерживают платежи поставщикам: что делать бизнесу

В связи с ухудшением экономической конъюнктуры на фоне пандемии COVID-19 в России возрастает желание клиентов "кредитоваться" за счет поставщиков. Речь идет о намеренной задержке платежей и так называемой "приоритизации платежей", утверждает руководитель программы СПАРК- Мониторинг платежей" Алексей Морсин.

"Это уже стандартная ситуация – компания оказала услугу или отгрузила товар, а в ответ услышала "у нас временные стандартные трудности, мы обязательно расплатимся, но позже", - заявил он в цикле видеолекций "СПАРК против неплатежей".

Ситуация весьма знакома и белорусским компаниям, работающим с российскими клиентами. Чаще всего остается верить на слово и ждать, пока платеж все-таки будет совершен. Задержка может составлять несколько месяцев, деньги "замораживаются", дебиторская задолженность висит мертвым грузом. Если же таких клиентов несколько, компания и вовсе может попасть в неприятное положение. Исследование "Интерфакса" показало, что поставщики стараются сохранить свою клиентскую базу и готовы ждать погашения "дебиторки" от 3 до 5 месяцев и лишь потом подавать в суд.

Как понять, что вы кредитуете клиента?

Инструментов, чтобы разобраться, действительно ли у вашего партнера временные финансовые трудности или он просто пользуется вашими деньгами, задерживая вам оплату, не так уж и много. Можно связаться с другими поставщиками клиента и узнать, насколько соблюдаются сроки оплат в их случае. Почерпнуть информацию, изучив данные арбитражных судов. Однако данные будут обрывочными и не всегда точными. Более того, такое "расследование" займет много времени и сил.

Альтернативой является система "СПАРК-Мониторинг платежей", которая объединяет данные о платежной дисциплине 770 тыс. ИП и юрлиц, а также поставщиков из более чем 60 сфер бизнеса. В режиме онлайн можно увидеть, насколько аккуратно компания расплачивается с поставщиками, на какой срок задерживает платежи и сопоставить со своей ситуацией. Не исключено, что ваша компания входит в пул "неприоритетных" - и слова о якобы "временных финансовых трудностях" либо о том, что "это стандартная практика из-за длительного процесса согласования" вы будете слышать постоянно. В отличие от других поставщиков, с которыми компания расплачивается корректно.

Чем вам помогут эти знания?

Прежде всего, вы узнаете, что вас обманывают. Поймете причину возникновения неплатежей. Это усилит переговорную позицию вашей компании, поможет улучшить коммуникации и перестроить взаимоотношения с клиентом. В результате это приведет к улучшению платежной дисциплины и ускорит оборачиваемость дебиторской задолженности.

Другой важный плюс использования "СПАРК – Мониторинг платежей" – это возможность заранее предвидеть ухудшение финансового состояния контрагентов. Информация о платежной дисциплине компании характеризует ее финансовое состояние и позволяет оценить риски при работе с ней. Если у компании резко возрос процент неплатежей – это серьезный повод проявить осторожность и перестраховаться. Речь идет о ранних сигналах возникновения источника проблем.

Система "СПАРК – Мониторинг платежей" является частью глобальной системы СПАРК, которая собирает всю доступную информацию о компаниях и, извлекая из нее знания, помогает бизнесу снижать риски и эффективно работать с контрагентами. Речь идет о важнейших аналитических данных, которые позволят вам принять правильное решение при заключении новых контрактов с компаниями, оценить риски, управлять дебиторской задолженностью, выявлять на ранней стадии возможные проблемы во взаимоотношениях с иностранными партнерами.

По данным опроса Deloitte, в России сервис используют для проверки благонадежности партнеров 71,5% компаний крупного и среднего бизнеса.

Сервис дает возможность:

  • Проводить экспресс-оценку рисков и благонадежности компании;

  • Увидеть финансовый анализ компании-контрагента с прогнозами;

  • Проводить автоматические проверки контрагентов в соответствии с регламентом, утвержденным в вашей организации;

  • Изучать данные из глобальной мировой базы – более 300 млн компаний из 220 стран;

  • Понять аффилированность компаний, связи между бизнесами и физическими лицами по владельцам, телефонам, адресам;

  • Заказывать кредитные истории физических и юридических лиц;

  • Получить информацию о товарных знаках и их владельцах.

Полный список возможностей размещен на сайте сервиса. Если вам надо больше информации по той или иной услуге СПАРК, вы можете стать участником тематического вебинара – расписание на ближайший месяц находится здесь.

Заказать презентацию сервиса или приобрести его можно, обратившись в компанию "Интерфакс-Запад".