Евроторг сократил чистую прибыль по МСФО в 2018 году на 35,8% из-за убытков по курсовым разницам

Чистая прибыль крупнейшего белорусского ритейлера "Евроторг" по МСФО в 2018 году составила Br65,84 млн, что на 35,8% меньше по сравнению с 2017 годом, сказано в сообщении компании в связи с публикацией аудированной отчетности за прошедший год.

Рентабельность по чистой прибыли снизилась на 1,1 процентного пункта – до 1,5% с 2,6% в 2017 году, что "было полностью обусловлено ростом убытков по курсовым разницам", подчеркивают в компании. При этом маржа по чистой прибыли, скорректированная на величину убытков по курсовым разницам, сохранилась на уровне 3%.

По данным отчетности, чистая прибыль "Евроторга", скорректированная на величину убытков по курсовым разницам, в 2018 году составила Br136,88 млн (рост на 20,9%).  

Выручка компании (без НДС) в 2018 году выросла на 15,3% до Br4,53 млрд. Чистая розничная выручка составила Br4,1 млрд, увеличившись за год на 14,5% за счет открытия новых 362 магазинов и роста на 2,8% сопоставимой выручки (LFL продаж) действующих магазинов (бренды "Евроопт" и "Брусничка").

Валовая прибыль компании в 2018 году выросла на 16,1% до Br1,19 млрд. Валовая рентабельность в 2018 году составила 26,2% против 26% в 2017 году. В компании объясняют сохранение высоких показателей рентабельности увеличением доли продаж высокомаржинальных товаров и сокращением дискаунтеров "Брусничка" и возвращением части магазинов под баннер "Евроопт".

Показатель EBITDA вырос на 5,1% до Br390,75 млн.

Административные и коммерческие расходы "Евроторга" в 2018 году составили Br806,2 млн, увеличившись на 24,4%. Доля таких расходов в выручке выросла в 2018 году до 17,8% с 16,5% в 2017 году за счет роста расходов на персонал и разовых расходов (Br7,15 млн) на подготовку к отложенному IPO.

Чистые финансовые расходы компании в 2018 году увеличились на 25,4% и составили Br208,98 млн. Рост финансовых расходов объясняется резким увеличением отраженных убытков по курсовым разницам. Так, в структуре чистых финансовых расходов чистые расходы по аренде составили Br131,3 млн (снижение на 3,3%), а убытки по курсовым разницам – Br71,04 млн (рост в 6,7 раза). Компания отмечает, что убытки по курсовым разницам выросли на фоне ослабления белорусского рубля к доллару в 2018 году на 9,5%.

В целом доля финансовых расходов к выручке выросла на 0,4 проц.пункта и составила 4,6%.

В сообщении также отмечается, что чистый долг компании в 2018 году сократился на 17,7% до $497 млн как результат реализации соответствующей стратегии. При этом доля заимствований в белорусских рублях в долговом портфеле за минувший год более чем удвоилась (выросла на 19 процентных пунктов) и составила 37% на 31 декабря 2018 года.

"Евроторг" по итогам 2018 года сохранил сложившуюся в 2017 году долю 19% розничного рынка Беларуси. На 31 декабря 2018 года у "Евроторга" было 862 магазина в 297 населенных пунктах Беларуси, которые ежедневно обслуживают около 1 млн человек (почти 10% населения).

В 2018 году "Евроторг" намеревался провести дебютное IPO на Лондонской фондовой бирже (LSE), но в ноябре отложил размещение из-за текущих рыночных условий. Ожидалось, что объем размещения составит около $250 млн, в том числе $200 млн - новые акции, а до $50 млн выручат совладельцы "Евроторга".