РЖД способны в год возить до 6 млн т белорусских нефтепродуктов, заявок на февраль нет

Пропускные способности ОАО "Российские железные дороги" позволяют перевозить через РФ до 6 млн тонн в год белорусских нефтепродуктов.

"По нефтепродуктам мы участвуем в переговорном процессе, который на уровне Минтранса сейчас идет, ждем заключения окончательного соглашения. Как нам кажется, на сегодняшний момент сформированы все условия для этого", - сообщил на брифинге замглавы РЖД Алексей Шило.

"По февралю месяцу пока мы каких-либо заявок на перевозку не получали и в свои планы мы их не закладывали, но начиная с марта-апреля месяца мы будем готовы эти объемы перевозить в полном объеме, и все, что предъявят, переваливать", - добавил он.

По его словам, в ходе переговоров обсуждались разные объемы транспортировки. "Один из вариантов - пока дизельное топливо переваливать все-таки в Клайпеде. Но мы готовы хоть светлые, хоть темные нефтепродукты в полном объеме забрать", - сказал Шило.

"Мы точно понимаем, что в 2021 году это будет уже не 6 млн тонн, а чуть поменьше, но окончательную цифру коллеги при подписании соглашения определят, но даже к перевозкам 6 млн тонн сегодня инфраструктура "Российских железных дорог" полностью готова, то есть это незагруженное направление, у нас есть и тяга, и вагоны в стране с большим профицитом, поэтому Россия точно сможет эти грузы к себе перевалить", - уверен замглавы компании.

Он добавил, что помимо нефтепродуктов стороны рассматривают возможность транспортировки и перевалки через РФ белорусских удобрений. "В отношении удобрений потребуется дополнительная проработка, потому что сегодня наши портовые мощности практически полностью заняты нашими российскими производителями удобрений", - пояснил собеседник.

Шило также напомнил, что на данном направлении с 2016 года действуют скидки на перевозку. "По-моему, в 2016 году, когда первые были попытки побороться за этот груз, мы тогда дали последовательно вначале скидку на груженые рейсы, потом на порожние и сделали скидку универсальной, чтобы можно было пользоваться и вагонами собственными, и вагонами белорусскими, поэтому на сегодняшний момент у нас это одна из наших долгосрочных скидок. Ей можно гордиться, одна из самых первых скидок, которая принята до 2025 года", - подчеркнул он.

Президент Беларуси Александр Лукашенко ранее заявил, что в качестве ответных мер на санкции от балтийских стран Беларусь перестанет пользоваться их портами для перевалки своих экспортных грузов (в основном, калийные удобрения и нефтепродукты). Основной объем транспортируемых морским путем белорусских грузов переваливается в Клайпедском порту Литвы. Концерн "Белнефтехим" отмечал, что ведет активные переговоры с российскими компаниями о возможности и условиях перенаправления перевалки белорусских нефтепродуктов из прибалтийских портов в порты РФ в объеме до 6 млн тонн в год (практически весь объем экспорта белорусских нефтепродуктов морским путем).

Александр Новак в статусе главы министерства энергетики пояснял, что в северо-западном кластере РФ есть свободные мощности - порт Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга.

Правительство РФ 25 января поручило министерству транспорта провести переговоры и подписать с Беларусью соглашение о транспортировке и перевалке нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через порты России. Объем перевалки может составлять 2-3,5 млн тонн в год. Ожидается, что за три года может быть перевалено около 9,8 млн тонн. Предполагается, что соглашение будет действовать до конца декабря 2023 года.