Энергостратегия-2035 РФ: единый канал экспорта газа, возможно, и для независимых

Минэнерго РФ в доработанном (внесенном в правительство РФ) варианте Энергетической стратегии России на период до 2035 года подтвердило приверженность концепции единого экспортного канала.

"Предусматривается сохранение единого канала экспорта трубопроводного газа. При необходимости ускорения темпов роста и расширения объемов экспорта трубопроводного газа будет рассматриваться вопрос о возможности поставок через единый экспортный канал газа независимых производителей", - говорится в документе.

Также из прежних версий стратегии сохранилось положение: "Дальнейшая либерализация экспорта СПГ при одновременном создании механизма контроля и исключения нарушающей экономические интересы Российской Федерации конкуренции на внешних рынках природного газа, транспортируемого по трубопроводам, и СПГ".

Также в проекте ЭС-2035 записано: "государственное регулирование в транспортировке газа по магистральным газопроводам и оказании услуг по хранению газа в подземных хранилищах". При этом Федеральная антимонопольная служба, обычно более радикально настроенная, никогда не предлагала вводить регулирование тарифов ПХГ, выступая только за равный доступ.

Также Минэнерго включило в проект документа "совершенствование механизма недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по трубопроводам и ПХГ, включая меры, направленные на повышение прозрачности и обоснованности тарифообразования; постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования поставок газа в различные субъекты РФ и различным группам потребителей; формирование общего рынка газа ЕАЭС и обеспечение конкурентного участия в нем российских организаций".

"Газпром"  последовательно борется с этими инициативами. В частности, полтора года назад на страницах журнала "Газовый бизнес" заместитель начальника департамента 623 (отвечает за стратегию) ПАО "Газпром", генеральный директор ООО "НИИгазэкономика" Николай Кисленко писал: "Независимые производители газа в последнее время все более интенсивно пытаются торпедировать факторы, лежащие в основе энергетической безопасности страны. Это предложения НПГ по разделению "Газпрома", либерализации экспорта трубопроводного газа, регулированию доступа к ПХГ. В случае принятия предложений НПГ не только снизится надежность энергообеспечения российских потребителей и, в целом, уровень энергобезопасности страны, но под вопрос будут поставлены стабильность бюджетных поступлений, сохранение поставок газа зарубежным потребителям в рамках межправительственных соглашений, а также развитие энергетики России в целом. Реализация подобных инициатив может фактически привести к краху газовой отрасли".

Н.Кисленко подчеркивал, что монополия "Газпрома" на экспорт трубопроводного газа "доказала свою эффективность".

"Газпром" обладает достаточными добычными мощностями для увеличения объема поставок природного газа как в Европу, так и в восточном направлении. При увеличении потребности в импорте "Газпром" имеет возможность в соответствии с действующими долгосрочными экспортными контрактами наращивать объем поставок природного газа в Европу на текущих контрактных условиях (в том числе ценовых). Осуществление дополнительных поставок газа в европейские страны другими российскими поставщиками возможно лишь на менее выгодных (прежде всего ценовых) условиях по сравнению с условиями поставок "Газпрома", иначе потребителям нет смысла заключать новые контракты", - аргументирует стратег "Газпрома".

С другой стороны, отмечает эксперт, европейские страны в качестве одного из возможных направлений развития регулирования газового рынка рассматривают создание "единого окна" согласования новых контрактов на поставку газа из России, которое позволяет фактически сформировать единый "импортный канал". Реагируя на усиление конкуренции на газовых рынках, поставщики также идут по пути укрупнения и консолидации. В качестве примера автор напоминает о слиянии Qatargas и RasGas, монополии на экспорт СПГ в Алжире и консолидацию нефтегазовых компаний в Норвегии.