Fitch ожидает меньше позитивных рейтинговых действий в СНГ и странах Черноморского региона

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings отмечает, что улучшение проводимой экономической политики способствовало восстановлению в СНГ и странах Черноморского региона после резкого падения цен на сырьевые товары и кризиса на Украине в 2014 году

Вместе с тем позитивная рейтинговая динамика последнего времени, вероятно, замедлится по мере того, как эти страны будут сталкиваться с более глубокими структурными вызовами.

За последние три года агентство повысило шесть суверенных рейтингов в СНГ и Черноморском регионе, в том числе четыре в 2019 году. В результате средний уровень рейтингов вернулся к уровню конца 2013 года - "BB".

Рейтинги находились под давлением в 2014-2016 гг., когда страны-экспортеры нефти были затронуты снижением нефтяных цен, западные страны ввели санкции в отношении России, а замедление российской экономики и меры, предпринимаемые в ответ на такую ситуацию, сказались на других странах.

"В целом в странах с более сильной проводимой политикой макроэкономическая стабильность улучшилась, что особенно заметно в России, которая сохранила рейтинг инвестиционного уровня, несмотря на сырьевые и санкционные шоки. Центральные банки фокусировались на снижении инфляции, и большинство стран отказались от режимов валютной стабилизации. Повысилась устойчивость к региональной и глобальной волатильности в финансовой и торговой сферах. Так, Грузия справилась с шоками, обусловленными падением курса турецкой лиры в середине 2018 г. На Украине и в Беларуси наблюдалось самое значительное улучшение счетов текущих операций", - отмечается в сообщении агентства.

В то же время сохраняет влияние ряд факторов, которые привели к понижениям рейтингов в 2014-2016 гг., в частности высокая зависимость от сырьевых товаров и подверженность валютному риску.

На кредитоспособности также сказываются структурные недостатки в плане качества управления, роста и ситуации в банковских секторах. "Позитивный" прогноз имеют только рейтинги Украины, и это говорит о том, что наблюдавшаяся позитивная динамика по суверенным рейтингам, вероятно, замедлится.

"Наши сдержанные допущения по ценам на сырьевые товары не предполагают существенного укрепления балансов для экспортеров сырья. Таким образом, в отношении Казахстана, Азербайджана и Узбекистана мы будем фокусироваться на том, сумеют ли они повысить прогнозируемость и эффективность проводимой политики", - говорится в обзоре.

Импортеры энергоносителей сократили внешние дисбалансы за счет корректировки обменного курса и улучшения условий торговли. Тем не менее, внешняя ликвидность и покрытие резервами остаются относительно невысокими. Ослабление внешних факторов уязвимости могло бы оказать позитивное влияние на рейтинги Армении, Беларуси, Грузии и Украины.

Государственный долг остается в среднем на 10 п.п. выше, чем на конец 2013 г. Влияние девальвации, контрциклической фискальной политики, шоков в плане доходов от сырьевых товаров и поддержки банковскому сектору снизилось, и на этом фоне большинство суверенных эмитентов в регионе обеспечили первичные профициты и сокращают долг, произошло обновление бюджетных правил. Однако валютный риск является одним из ключевых факторов уязвимости. Свыше 90% государственного долга Узбекистана, Беларуси и Азербайджана номинировано в иностранной валюте, а для Армении и Грузии показатель близок к 80%.

Снижение валютного риска зависит от развития внутренних рынков капитала в национальной валюте, что также поддержало бы дедолларизацию. Большинство стран в регионе имеют используемый агентством индикатор банковской системы "b", что отражает "в высокой степени спекулятивное фундаментальное кредитное качество".

"Уровень неработающих кредитов является высоким и нередко не в полной мере отражен в официальных данных", - полагают аналитики Fitch.

Обеспечение более высокого роста при сохранении достижений в плане макроэкономической стабильности является одной из важнейших задач в рамках проводимой политики в России, Беларуси и Украине. Грузия достигла наибольшего прогресса в области структурных реформ, и ее индикаторы качества управления являются самыми сильными относительно сравнимых стран в регионе и стран с сопоставимыми рейтингами. На политической стабильности сказываются неразрешенные региональные конфликты. В высокой степени централизованный процесс принятия решений в ряде стран создает неопределенность в плане преемственности власти, хотя в последнее время ее передача происходила упорядоченно. Значительной социальной нестабильности не наблюдалось, но внесистемные политики использовали общественное недовольство, чтобы прийти к власти в Армении и Украине, где оба новых лидера выразили намерение реализовывать конструктивные программы.

"Улучшение проводимой политики подкрепляет в целом стабильный прогноз по суверенным рейтингам в регионе, но если не будет разрешена ситуация с остающимися недостатками в плане кредитоспособности, это будет препятствием для дальнейшего улучшения рейтингов и может привести к давлению на кредитоспособность", - отмечается в сообщении агентства.

Россия имеет в настоящее время суверенный долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте по шкале Fitch на уровне "ВВВ", такой же, как и в конце 2013 года. Последнее действие было проведено агентством в августе 2019 года, когда рейтинг был повышен.