Вероятность невыплат по госдолгу Беларуси может существенно вырасти уже в следующем году

Вероятность невыплат по госдолгу Беларуси может существенно вырасти уже в следующем году, говорится в обзоре Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) под названьем "Государственные валютные активы и пассивы Беларуси сбалансированы до конца 2020 года, но риски нарушения равновесия растут".

"В текущем году риски невыплат по госдолгу в Беларуси невелики, однако в дальнейшем, по мнению АКРА, вероятность неплатежей может существенно вырасти", - говорится в материале агентства.

Эксперты агентства напоминают, что массовые протесты, начавшиеся в Беларуси после состоявшихся в августе президентских выборов, привели к значительной переоценке инвесторами премии за белорусский суверенный риск.

"В августе 2020 года страновые премии по рыночным внешним госзаймам либо вышли на прежние максимумы, достигнутые в марте 2020-го в связи c глобальным повышением рисков на фоне пандемии коронавируса, либо превысили их",- говорится в обзоре АКРА.

Аналитики агентства отмечают, что в случае новых рыночных заимствований инвесторы могут захотеть более высокую ставку, что приведет к росту платежей по обслуживанию госдолга.

"Это окажет негативное влияние на долговую нагрузку и может ограничить возможности для рыночного рефинансирования", - отмечают эксперты.

В текущих условиях важно оценить способность правительства погасить свой долг только за счет собственных активов без использования инструментов рынка, как полагают аналитики. При этом они добавляют, что белорусский суверенный долг более чем на 95% по состоянию на 1 апреля 2020 года номинирован в иностранной валюте.

До конца года чистые выплаты по долгу составляют менее $1 млрд. Эта задолженность полностью покрыта накопленными валютными остатками бюджетов Минфина.

Однако в следующем году на платежеспособность страны могут негативно повлиять следующие факторы.

Во-первых, ограниченность доступа правительства к внешним рынкам усложняет рефинансирование внешнего долга для компаний и банков. По оценке АКРА, доля внешнего долга в совокупном долге компаний и банков составляет около 30% и 20% соответственно (на 1 июля - $9 млрд).

Во-вторых, сокращение внешнего спроса уменьшает выручку экспортно-ориентированных компаний. Забастовки и протесты внутри страны негативно сказываются на доступных для компаний и банков ресурсах, необходимых для самостоятельного исполнения обязательств.

"С учетом ограниченности возможностей рефинансирования внешнего долга не исключена вероятность того, что на плечи правительства может лечь долг ряда компаний и банков", - подчеркивается в материалах АКРА.

По мнению экспертов агентства, многое будет зависеть от финансовой состоятельности таких компаний, а также от устойчивости банковского сектора.

По оценке АКРА, чистые международные резервы Национального банка Беларуси (около $3,7 млрд на 1 июля 2020 года) лишь частично (примерно на 45%) покрывают платежи по внешнему долгу компаний и банков до конца этого года. При этом компании располагают собственными валютными активами, которые будут использоваться для погашения долга в первую очередь.

Интервенции НББ, направленные на поддержание курса национальной валюты, могут привести к существенному снижению резервов к концу года, так что что ограничивает возможности их использования для погашения валютного долга.

Давление на резервы создает и резкий рост спроса на валюту со стороны населения, полагают в АКРА.

"В случае снижения доверия к белорусскому рублю и, как следствие, массового изъятия физическими лицами иностранной валюты из банковской системы, НББ может столкнуться с необходимостью обеспечения банков валютной ликвидностью, которая будет предоставлена за счет резервов", - отмечают аналитики.

Однако, как отмечает АКРА, в Беларуси действует ряд банков с иностранным (преимущественно российским) участием, которым материнские организации могут оказать поддержку с ликвидностью, что снизит возможное давление на международные резервы НББ.

При этом АКРА напоминает про наличие фактора, который будет способствовать сохранению резервов и устойчивости внешней и фискальной позиции страны: большая часть госдолга Беларуси приходится на межгосударственные кредиты и кредиты от международных организаций.

"Последнее дает возможности для рефинансирования даже в условиях закрытия рынков капитала", - полагают эксперты АКРА.

Вместе с тем, по мнению АКРА, при росте политической активности, связанной с прошедшими выборами президента и сменой правительства, не исключены проблемы доступа к внешним финансовым ресурсам от официальных кредиторов.