"Белаэронавигация" оценивает потери авиатрафика на уровне 5%

Потенциальные потери авиатрафика из-за отказа ряда авиакомпаний использовать воздушное пространство Беларуси оцениваются на уровне около 5%, сообщил "Интерфаксу" во вторник заместитель генерального директора госпредприятия "Белаэронавигация" Валериан Гродь.

"Если оценивать потенциальные потери трафика от отказа ряда авиакомпаний использовать воздушное пространство Белоруссии - по данным СМИ, это Wizz Air, аirBaltic, LOT,- то это составит до 5% от его общего объема", - сказал Гродь.

По его данным, за минувшие сутки на фоне реакции западных стран на инцидент с самолетом ирландской авиакомпании Ryanair, ситуация с авиатрафиком в воздушном пространстве Беларуси оставалась штатной.

"За прошедшие сутки воздушное пространство Беларуси пересекли 402 самолета, для понедельника это стандартная ситуация. Это даже больше, чем в прошлый понедельник", - сообщил он.

Гродь пояснил, что в начале недели авиатрафик традиционно снижается и с понедельника по среду составляет 395-400 самолетов в сутки, к концу недели количество пересекающих территорию Беларуси воздушных судов увеличивается до 500. По его данным, среднедневный трафик за 24 дня мая составил 437 самолетов.

Комментируя влияние на авиатрафик вступившего в силу в Литве запрета на прием и вылет самолетов, пересекающих Беларуси, представитель "Белаэронавигации" отметил, что "в Литву через нас небольшой процент трафика идет".

При этом Гродь констатировал вероятный рост издержек авиакомпаний, которые будут облетать Беларусь в случае принятия жестких решений со стороны Евросоюза. В то же время, по его словам, "пока невозможно прогнозировать, как такое решение скажется на авиатрафике".

Он также отметил, что авиакомпании, которые использовали или используют воздушное пространство Беларуси, не обязаны уведомлять белорусскую сторону об отказе от полетов над территорией республики.

По данным "Белаэронавигации", структура воздушного пространства Беларуси включает 66 маршрутов обслуживания воздушного движения протяженностью более 23 тыс. км.

Европейский совет призвал в понедельник всех базирующихся в ЕС перевозчиков избегать перелетов через Беларусь, говорится в опубликованных в Брюсселе заключениях саммита Евросоюза в связи с принудительной посадкой самолета Ryanair в Минске.

Саммит ЕС "призывает Совет (ЕС) принять необходимые меры для запрета воздушного пространства ЕС для белорусских авиалиний и препятствовать доступу в аэропорты ЕС рейсов, выполняемых такими авиакомпаниями".

Тем временем в Литве вступил в силу запрет на прием и вылет самолетов, пересекающих Беларусь. По данным министра коммуникаций и транспорта Марюса Скуодиса, в течение суток запрет коснется около 180 рейсов по 26 направлениям.

Самолет ирландской авиакомпании Ryanair в воскресенье был экстренно посажен в Минске. Этим самолетом из Афин в Вильнюс летел бывший главный редактор интернет-ресурса NEXTA, признанного в Беларуси экстремистским, Роман Протасевич. После посадки самолета он был задержан.

По словам главного советника президента Литвы по внешней политике Асты Скайсгирите, чтобы развернуть гражданский самолет, Беларусью были использованы военный истребитель МиГ-29 и военный вертолет Ми-24.

Белорусские власти ранее объявили Протасевича в межгосударственный розыск. В ноябре 2020 года Генпрокуратура республики обращалась в Минюст Польши с просьбой о его заключении под стражу и выдаче для привлечения к уголовной ответственности в качестве обвиняемого по делу о массовых беспорядках в Беларуси. Массовые протесты в Беларуси начались в августе 2020 года после президентских выборов, победителем которых власти объявили Александра Лукашенко. Оппозиция не признала итогов этих выборов, обвинив власти в их фальсификации.