Литва будет долго искать замену грузам из Беларуси – эксперты

Клайпедскому порту (Литва), через который в настоящее время идут основные экспортные поставки белорусских удобрений, потребуется длительное время для поиска альтернатив белорусскому грузопотоку, поскольку в прибалтийском регионе практически нет свободных грузов.

Такое мнение высказали опрошенные агентством BNS участники транспортной отрасли и эксперты, комментируя планы Евросоюза ввести секторальные санкции против Беларуси, среди прочего запрещающие экспорт белорусских удобрений через страны ЕС.

КОНКУРЕНЦИЯ ЗА ГРУЗЫ

Запрет на транзит белорусских грузов создаст для Клайпеды сложную ситуацию, поскольку в регионе почти нет свободных грузов, которые можно было бы привлечь, заявил президент ассоциации Литовских стивидорных компаний, глава контейнерного терминала Klaipedos konteineriu terminalas Вайдотас Шилейка.

"Нет таких грузов, у которых бы сегодня не было своего порта. Фактически все грузы, которые сегодня движутся через балтийские страны, будет очень сложно переманить, это был бы длительный период. Это зависит не только от наработок портовых компаний, но и от железнодорожных тарифов и от других вещей", - пояснил Шилейка.

Глава ассоциации утверждает, что влияние из-за утраты белорусских удобрений ощутит не только терминал Biriu kroviniu terminalas (который переваливает их основной объем), но и прочие компании (на них приходится около 1 млн тонн удобрений в контейнерах ежегодно). Кроме того, среди компаний порта обострится конкуренция за оставшиеся грузы.

Экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене также убеждена, что быстро заменить белорусские грузы будет невозможно.

По ее словам, как Клайпедский порт, так и "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai), доставляющие грузы до порта, очень зависимы от Беларуси. Стабильный поток грузов обеспечивал своеобразную зону комфорта, его не хотели трогать даже в 2014 году, когда начался конфликт между Украиной и Россией.

"Тогда (в 2014 году) частный бизнес понял, что восточные рынки, хоть и являются прибыльными, но риск на них неадекватен прибылям", - сказала экономист.


ЭФФЕКТ ДОМИНО

Воздействие будущих санкций ЕС на Клайпедский порт и всю экономику Литвы было оценено недостаточно, считает основной владелец терминала Biriu kroviniu terminalas Игорь Удовицкий.

По его мнению, утрата белорусских грузов нарушит не только международные, но и внутренние литовские логистические схемы.

"Потеря белорусского транзита вызовет эффект домино, разрушение цепочки деловых связей, логистических моделей не только в порту, но и по всей Литве. Проблематичными станут транспортные связи с Украиной, а это сотни тысяч тонн грузов и продукции многих литовских компаний", - отметил Удовицкий.

"Это грозит и транспортному взаимодействию с Россией, Центральной Азией, поскольку основную часть этих грузов везут транзитом через территорию Беларуси", - добавил он.

По словам совладельца Biriu kroviniu terminalas, с утратой белорусских грузов реконструкция Клайпедского порта будет неэффективной, а литовские компании из-за санкций потеряют сотни миллионов евро доходов, работы могут лишиться десятки тысяч работников.

"Санкции на белорусский транзит - это санкции в отношении экономики Литвы, поскольку другие страны ЕС, за исключением Латвии, возможно и не пострадают", - полагает он.

По его словам, Biriu kroviniu terminalas, лишившийся белорусских удобрений, может переориентироваться на другие грузы, которые сейчас переваливают другие портовые компании, например, зерно литовских производителей.

Акционер терминала назвал призывы политиков диверсифицировать грузопоток "наивной позицией", поскольку если бы были какие-то другие грузы, то "они давно бы уже были в порту".

"Потерю белорусского транзита нечем заменить", - считает он.

По его словам, в этом году экспорт белорусских калийных удобрений значительно больше, чем в прошлом году, поскольку на мировом рынке ощущается их дефицит.

Biriu kroviniu terminalas, 70% акций которого контролирует Удовицкий (5% акций принадлежат бизнесмену напрямую, еще 65% - через зарегистрированную в Латвии компанию Fortis Asset Management), а 30% - белорусскому производителю калийных удобрений "Беларуськалию", в прошлом году перевалил почти 10,9 млн тонн грузов. 98% из них были удобрениями "Беларуськалия". В 2020 году выручка терминала составила 90,8 млн евро, чистая прибыль - 15,9 млн евро.

ПОИСК АЛЬТЕРНАТИВ

Руководитель Клайпедского порта Альгис Латакас ранее в этом году упоминал возможность работы с турецким и украинским рынками, в случае потери белорусских грузов.

Для этого, по его словам, нужно будет обеспечить ж/д перевозки грузов через Украину и Беларусь. О турецком рынке в качестве цели говорили и представители Lietuvos gelezinkeliai. Железнодорожная компания заявляла, что поток грузов из Турции в Скандинавию значительный, однако сейчас он идет в обход Европы.

Однако Гените-Пикчене отметила, что в контексте нынешней ситуации возникает множество вопросов о том, как грузы доставлялись бы из Турции и Украины.

"Очень будет зависеть от санкций, их объема и транзита, как это будет отделено от белорусских товаров", - сказала экономист INVL Asset Management.

Скептически возможность компенсировать утрату белорусских грузов турецкими или украинскими оценивает и Шилейка.

"С этих направлений мы не можем ожидать очень больших потоков, которые бы полностью компенсировали потери. Должно пройти определенное время, пока мы вернемся к определенным потокам с определенными странами, найдем новых клиентов", - отметил глава ассоциации.

В свою очередь Гените-Пикчене подчеркнула, что в будущем возможностью для Литвы может стать ныне строящаяся железнодорожная ветка евроколеи Rail Baltica, однако для этого следует подготовиться к тому, чтобы грузы в Каунасе слаженно перегружались с колеи европейского стандарта на более широкую российскую и потом доставлялись в Клайпеду.

СПРАВКА

В понедельник, 21 июня, министры иностранных дел ЕС в Брюсселе одобрили готовящийся пакет секторальных санкций против Беларуси. В четверг санкции будут обсуждаться на Совете ЕС. По данным МИД Литвы, санкции охватят 7 секторов, в том числе среди затронутых сфер будут калийные удобрения и нефть. Разъяснения юристов по поводу действия секторальных санкций ЕС в отношении транзита из Беларуси будут готовы на этой неделе. Президент Литвы Гитанас Науседа обещает поддержать соглашение ЕС по санкциям, каким бы оно ни было.

ЕС собирается ввести секторальные санкции против Беларуси после произошедшего в мае инцидента с принудительной посадкой в белорусской столице самолета авиакомпании Ryanair, летевшего рейсом Афины-Вильнюс, и задержания белорусского оппозиционера Романа Протасевича.

Кроме того, Евросоюз 21 июня решил ввести персональные санкции против 78 белорусских физических лиц и восьми организаций из-за ситуации с нарушением прав человека в Беларуси. Под европейские санкции, в частности, подпали министр обороны Беларуси Виктор Хренин, министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко и ряд других лиц. В частности, под санкции также подпали члены семьи президента страны Александра Лукашенко: его сын, бизнесмен Дмитрий Лукашенко, его невестка Лилия Лукашенко. Санкции коснулись и российского бизнесмена Михаила Гуцериева. Также санкции ЕС затронули Минский автозавод, Белорусский автозавод, нефтетрейдера ННК и другие компании.

В свою очередь США ввели санкции в отношении 16 физических и 5 юридических лиц "в ответ на эскалацию насилия и репрессий со стороны режима Лукашенко", включая задержание оппозиционера Протасевича и его подруги Софии Сапеги. В списке, в частности, значатся пресс-секретарь президента Беларуси Наталья Эйсмонт, генпрокурор Андрей Швед. Среди организаций, санкции введены, среди прочего, против КГБ и Внутренних войск МВД Беларуси.

Санкционные списки вслед за ЕС и США расширили также Великобритания и Канада.