"Хакнуть хакера": как школьников на практике приобщают к кибербезопасности

Слушать лекции скучно даже взрослым, что уже говорить о детях. Именно поэтому, определив одной из ключевых тем проходившей недавно юбилейной международной конференции Positive Hack Days 10 тему образования детей в сфере кибербезопасности, организаторы сделали ставку на практику - шоу и геймификацию.

общая сцена (2).jpgНа двух этажах Центра Международной Торговли в Москве компании Positive Technologies и CyberART (Innostage) организовали несколько интерактивных площадок, на которых школьники, команда за командой, в игровой форме осваивали темы безопасности в сфере высоких технологий: на площадке "аэропорта" вычисляли багаж, в который злоумышленники спрятали аппаратуру, провоцирующие сбои в работе электронных систем, на "автомобильной" площадке восстанавливали функциональность захваченных хакерами светофоров, после чего устраивали гонки автомоделей и так далее.

аэропорт.jpgКорреспондента Interfax.by особенно впечатлил стенд, на котором дети учились определять фейковые новости. Ведущие рассказывали о главных признаках fake-news, при этом, что особенно приятно, в качестве примера ресурса с проверенными новостями, источника достоверной информации, звучал Интерфакс. Затем команды соревновались как эксперты, в "новостном потоке" отделяя настоящие новости от поддельных.

фейковые новости.jpgДля "белых хакеров" (также именуемых этичными хакерами) постарше в главном зале был построен самый большой в мире киберполигон The Standoff - интерактивная миниатюра современного города, с транспортной инфраструктурой, предприятиями и т.д. В его создании, подчеркнули организаторы, использовались настоящие контроллеры, которые применяются, к примеру, на химических заводах, в железнодорожных системах для переключения стрелок и других критически важных объектах. Подробнее о том, что удалось выяснить аналитикам во время атак и контратак во время многодневной работы The Standoff, - расскажем в следующем материале.

Эксперты отмечают, что дети, под присмотром взрослых, начинают пользоваться смартфонами, планшетами уже с 4-6 лет, с 7 - уже делают это самостоятельно.

пресс-конференция.jpg"Сегодня дети не представляют свою жизнь без гаджетов. С другой стороны, нет образовательных программ, которые развивали бы в них киберкультуру. Взрослый, опираясь на личный опыт, может принять решения, у ребенка этих знаний пока нет", - отметила на пресс-брифинге, прошедшем в рамках PHDays, директор образовательных программ и проектов Positive Technologies Мария Сигаева.

"Дети часто оказываются в ситуации, когда они должны, в отсутствие жизненного опыта, самостоятельно делать выбор: как им поступать, например, общаясь в социальных сетях. Как производители ПО, направленного на защиту информации, мы в Positive Technologies понимаем всю ответственность, которая лежит на современных IT-компаниях. И естественно, что мы уделяем внимание повышению осведомленности детей и других пользователей в вопросах цифровой грамотности и кибербезопасности", - подчеркнула она.

Представитель Positive Technologies подчеркнула, что "нельзя сказать, что это чья-та обязанность, а для кого-то - "факультатив", заниматься решением проблемы должны и компании, и образовательная система, и родители.

дети стартуют.jpgРуководитель проектного офиса "ИТ-класс в московской школе" (МЦКО) Петр Зобков, касаясь вопросов IT-образования в школьной системе, подчеркнул, что заниматься ими должны не только учителя информатики. "Все учителя используют технологии. И все должны включаться в процесс", - отметил он. 

"Использование гаджетов стало вызовом в образовательных процессах. При этом умение педагога включить гаджеты в образовательный процесс значительно сокращает опасность их нецелевого использования на уроке. Важно показать, что это на уроке - учебный инструмент, который прямо сейчас поможет ребенку быть успешным", - подчеркнул Зобков.

Дети - дети один из наиболее подверженных социальной инженерии сегментов общества, в свою очередь отметил руководитель направления сервисов киберзащиты CyberART (Innostage) Владимир Дмитриев. "Цель злоумышленников - не только мошенничество. Дети могут быть слабым звеном в схемах по выходу злоумышленников на родителей в важных секторах экономики, на критические объекты", - сообщил он. Эксперт считает, что начинать учить детей цифровой гигиене и уделять ей не меньше внимания, чем гигиене обычной, необходимо с момента, как только ребенок начинает смотреть мультфильмы на планшете. И помогать в этом родителям должны также дошкольные учреждения.

С ним солидарна руководитель направления по работе с молодежью компании "Ростелеком" Юлия Куклина. "Дети, а особенно подростки не всегда эмоционально стабильны, а те же "фишеры" играют именно на эмоциях. И не всегда школьники рассказывают родителям и учителям о своих проблемах. Поэтому кибергигиена должна зарождаться в семье. При этом важно не нарушать личных границ, не провоцировать недоверия. Не обязательно круглосуточно контролировать ребенка", - подчеркнула она.

дети команды.jpgНачальник управления по работе с абитуриентами МИРЭА - Российский технологический университет Вера Рогова также считает, что воспитание цифровой грамотности детей - общая, многослойная задача.  "Владение IT-навыками становится базовой компетенцией для любой профессии, поэтому целесообразно как можно раньше включать в школьную программу блоки, направленные на развитие IT-навыков и в частности ИБ, своевременно давать школьникам доступ к определенным знаниям и показывать как те или иные навыки применяются в жизни", - подчеркнула она.

"Простым языком и сложными историями", - этими словами, прозвучавшими от одного из участников форума, можно резюмировать, каким видят эксперты современное IT-образование, начинающееся уже даже не со школы, а с детского сада. Объяснять достаточно просто, чтобы не потерять внимания ребенка, не превратить процесс в действие "для галочки", и обязательно сопровождать "лекционную часть" практикой, совместными действиями, чтобы избежать скуки, и, что немаловажно, - учить собственным примером.