02.10.2014 12:24
Культура

Дедово ремесло: как сделать "човен-дуб" по полесской традиции

Дедово ремесло по изготовлению челнов – долбленых лодок из дуба – сохраняет Леонид Швец из деревни Переров Житковичского района Гомельской области. Портал www.interfax.by в рамках совместного с мобильным оператором МТС проекта "Беларусь: Мистическая. Таинственная. Самобытная" познакомился с мастером и убедился, что полешуки все еще используют лодки, сделанные "по-старинке".

Таких мастеров, как Леонид Швец, на Полесье остались единицы. А раньше, рассказывал его дед, Никифор Ильеня, в деревне Хвоенск, где родился и Леонид, а также в других приречных деревнях каждый второй мужик умел изготовить челн (тут говорят – "човен"), поскольку в этом была необходимость. Челн с давних времен на Полесье был основным средством передвижения, особенно в период разливов рек, когда вода подступала к деревне, а то и подтопляла дома и огороды, сенокосные луга. Летом накосят сена, поставят стожки на поддоны, а осенью погрузят на 2 челна, скрепленные вместе, и привозят в деревню. Так же доставляли дрова и картошку, любые грузы. Каждый хозяин имел челн, чтобы передвигаться, рыбачить, охотиться на дичь, отвезти на базар что-то на продажу.

Челн – лодка, выдолбленная из ствола одного дерева (дуба, сосны, осины, липы) – в Беларуси известен со времен неолита и только в XIX веке стал вытесняться лодками из досок. Был распространен на всей территории и имел региональные отличия по форме и размерам – от 2,5 до 10 и более метров длины и 1–1,5 метров ширины.

Для большой реки делали челны больших размеров, а если нужно было передвигаться по узкому каналу – соответственных размеров. Управлялся челн одним веслом, которое не прикреплялось к борту. На Полесье весло делали с поперечиной на ручке.

Дуб – долговечное дерево с твердой древесиной, к тому же в воде становится еще крепче, поэтому полешуки любили делать челны из его древесины, и назывался такой челн "дуб". Правда, в Перерове сейчас дубом называют длинную лодку из досок, а челн – сделанный из цельного ствола дуба. Делали, конечно, долбленые лодки и из других пород деревьев. Из липы – называли "липовками", например, но они были легкими и часто переворачивались, подвергая людей опасности, поэтому их прозвали "душегубками". Для устойчивости к ним стали прибивать "крылья" из досок – такая переходная лодка от челна к дощатой называлась "шугалея". Часто еще посредине сооружали крышу из тростниковой рогожи. Шугалеи совершенно исчезли после того, как стали делать лодки из досок, а вот челны кое-где еще служат.

Выбирая дуб для изготовления челна, нужно иметь в виду, что дерево должно быть не менее 65 сантиметров в диаметре после того, как с него снимут кору и оболонь. А длина ствола – не менее 5 метров и 20 сантиметров, иначе челн будет верткий. И так, если неправильно подгрести и челн начнет кружиться, его не остановишь, пока он не сделает полный круг и не вернется на место. А еще никогда не используют ствол дуба, в который ударила молния, или с дуплом.

Для изготовления челна нужны инструменты 5 видов: топор, капыл, струг прямой и коленоподобный, рубанок. Леонид Иванович Швец бережно хранит рубанок, сделанным еще дедом Никифором, который был отличным плотником. И пользуется им. Рубанок служил и его отцу. Правда, отец челны не изготавливал – купил подержанный у одного мужика и пользовался им 25 лет. Топор нужен для того, чтобы окорить дуб и очистить ствол от оболони – слой между стержнем и корой. Оболонь также удаляют прямым стругом – ровной полоской железа, заостренного с одного конца. Затем используют капыл – железный инструмент в виде стопы, с загнутыми с обеих сторон концами. Вырубают им и топором середину ствола, затем стругают коленоподобным стругом до нужной толщины. Таким инструментом делают бондарные изделия (бочки, балеи, дежки и другие), поскольку для клепок нужна выгнутая форма дерева. Рубанком ровняют бока челна.

Тамара, жена Леонида, так же ловко управляется с челном, как и муж, любит рыбачить. Полешучки работящие и не отстают от мужиков, поскольку жизнь заставляет много работать. Земли здесь бедные, песчаные – чтобы вырастить урожай, надо хорошенько потрудиться. Сейчас намного легче: сооружена дамба, которая в разлив спасает от наводнений, осушены болота, проложены дороги.

Благодатный край – а деревня Переров находится на территории Национального парка "Припятский" – дает возможность многое брать от природы. Летом грибы и ягоды можно запасти на зиму, на огороде вырастить необходимое, заготовить сено коровам. Семья Швец дружно трудится, стараясь украсить свой быт и сделать его современным. Но и традиционные ремесла, которые усвоили от дедов-прадедов, не забывают. 

Челн, сделанный руками Леонида Ивановича, представлен в экспозиции Музея природы в Лясковичах. Останется долгая память о ремесле деда Никифора и мастеров из Перерова, которые поделились с ним секретами изготовления челна, – Виктора Якубовича и Василия Масло. Их уже нет в живых, а челны по Припяти плавают благодаря тому, что они успели научить Леонида. Теперь его черед передавать другим это редкое в наше время мастерство.

Регина Гамзович

Фото: Алексей Столяров