19.11.2014 08:28
Культура

Творцом может быть каждый, или почему стоит познакомиться с искусством сумиэ

Не умеешь рисовать, но очень хочется создавать шедевры? Выход есть! Принципы японской живописи тушью — сумиэ — позволяют рисовать красивые картины даже без способностей к рисованию.

Корреспондент Interfax.by сходила на один из бесплатных мастер-классов по сумиэ, организованных Общественным объединением восточной культуры и традиций «Хагакурэ» при поддержке Посольства Японии в рамках фестиваля «Японская осень в Беларуси 2014», и делится полученными знаниями.

«Сумиэ» переводится с японского языка как «рисование тушью». Суми — тушь, э — рисунок. Многие слышали о существовании 256-ти оттенков серого, так вот рисование тушью дает вам возможность постараться самостоятельно изобразить их на бумаге.

Следует помнить, что насыщенный черный цвет передает более плотные объекты, бледно-серый — нежные, воздушные. Без участия иных цветов, только лишь благодаря оттенкам черной туши, авторы создают работы, которые вполне передают объем предметов и настроение.

Сумиэ существует тысячи лет, свое начало это искусство берет в VII веке в императорских дворцах Китая. Оттуда оно проникает в Корею и Японию, где окончательно приживается примерно к началу XIV века.  Способствовали развитию искусства на новых землях буддистские монахи, которые использовали сумиэ в качестве дзен-упражнений. Вместе с ростом влияния дзен-философии распространялось и сумиэ. Монахи считали, что чёрно-белое изображение приучает к дисциплине, способствует развитию концентрации и внимания.

Рисунок выполняется без эскизов и набросков карандашом, ничего нельзя исправить.  А кисть следует держать очень легко, тремя пальцами, сильно не сжимая, чтобы она могла свободно скользить по бумаге. Считается, что посредством человеческого тела картину рисует дух.

«Задача сумиэ заключается в том, чтобы уловить сущность предмета, перенести его на бумагу, оставив в стороне все ненужные детали. Простыми движениями кисти и живописным стилем художник сумиэ выявляет дух природы. Он выстраивает гармонию при помощи теней и нюансов, как если бы он играл на музыкальном инструменте», — рассказывает художница Римма.

Итак, приступим к сути. В основе сумиэ лежат четыре основных мазка, с помощью которых и создаются картины. Их исполнение следует довести до автоматизма, иначе у вас ничего не получится. Движения должны выполняться машинально, чтобы не мешать проявлению чувств художника. На это вероятно уйдет масса времени, но с этого начинается обучение искусству сумиэ. Чем лучше у вас развита мелкая моторика, тем быстрее вы освоите движения кистью.

Отрабатывать движения лучше дома на старых газетах. Придется извести много бумаги, поэтому не покупайте альбомы для столь «черновой» работы. Вообще, можно приобрести китайские листы для каллиграфии. В них воплощена восточная хитрость и бережливость: рисуешь на такой бумаге водой, она некоторое время сохраняет изображение, а потом высыхает. Используется многократно. Кроме того, пригодится вам в дальнейшем, если вдруг решите изучить и написание японских иероглифов.

Четыре основных мазка еще называют «четырьмя благородными господинами», поскольку они названы в честь сезонных растений, которые весьма почитаются на Востоке и несут в себе смысловую нагрузку. Первыми рисунками, которые делает художник, становятся изображения этих важных образов.

Первый — «бамбук», является символом лета и образом преданного друга. Это гармония между стойкостью, силой и гибкостью.  Бамбук воплощает в себе мужские качества, и мазки тут соответственные: короткие, энергичные, быстрые. 

Второй — «дикая орхидея», символизирует весну и образ целомудренного человека. Движения тут четкие, но гибкие и медленные — отражают женские качества.

Третий — «хризантема», символ осени и воплощение непритязательности, аскетизма, благородства. Рисунок хризантемы сложнее предыдущих, он позволит освоить технику наложения теней. Кисть здесь двигается с поворотом, создавая своеобразные «запятые».

Четвертый — «слива», образ зимы и человека с сильным характером, символ стойкости и терпения. Слива преодолевает суровые морозы и цветет в январе. Изображение сливовой ветви учит и тонким изящным линиям, и толстым мазкам. Цветы сливы изображаются раскрывшимися в анфас и профиль, а также бутонами.

С использованием этих базовых мазков и игры оттенков легко создаются все рисунки в сумиэ, будь то представители флоры или фауны.

Казалось бы, раз мазки у всех художников одинаковые, то и рисунки должны получаться идентичные. Но не тут-то было. Каждое произведение индивидуально. Преподаватель Римма проводит параллель с почерком человека. Ведь мы пишем одинаковые буквы, но так по-разному. Вот и сумиэ у каждого свое.

Занятие сумиэ действительно умиротворяет. Даже пока пытаешься  просто правильно повторить движение. Рисование поглощает тебя, и все насущные проблемы отодвигаются на второй план. Порой трудно услышать, что говорит сосед, настолько уходишь в процесс. Ну и, конечно, приятно увидеть красивую картинку, созданную своими руками. Особенно, если знаешь, что предрасположенностью к рисованию никогда не мог похвастаться.

Татьяна Масаева