27.01.2021 08:45
Образование

Как коронавирус повлиял на детский сад — интервью с заведующей и воспитателем

Коронавирус изменил буквально все в нашей жизни, коснулся он и детских дошкольных учреждений. Условия работы педагогов усложнились, а дети так и остались детьми — любознательными непоседами. Interfax.by узнал о том, как с приходом Covid-19 поживает один из детских садов Кобрина.

Первый вопрос был адресован заведующей детским садом №6 Светлане Анатольевне Жешко.

— Светлана Анатольевна, как в целом изменилась работа детского сада из-за пандемии?

— В период пандемии во всех учреждениях образования усилены санитарно-профилактические меры. Сказать, что для нас ситуация — новая, нельзя. И ранее в сезон подъема заболеваемости по гриппу и ОРИ в садах вводился вирулицидный режим. Сейчас мы ввели дополнительные меры по профилактике инфекции, которые раньше в учреждениях не принимались: установка дозаторов, обработка поручней, дверных ручек, введение масочного режима для педагогов, рекомендации для родителей посещать учреждение в маске.

Пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании определено: создание безопасных условий при организации образовательного процесса — это обязанность учреждения образования. Независимо от пандемии в обязанности воспитателя входит визуальный осмотр ребенка и опрос родителей о его самочувствии при принятии его в сад. Если ребенок выглядит заболевшим, медсестра принимает решение допускать его в сад или нет.

С начала распространения коронавируса мы тесно работали с ЗЦГиЭ и решали вопросы по профилактике инфекции. Несколько раз группы закрывались на карантин, в основном во вторую волну, специалистами центра проводилась обработка помещений и оборудования. С введением масочного режима группы ни разу не закрывались на карантин. С персоналом учреждения проводятся беседы на тему профилактики коронавируса, а также с родителями посредством рассылки через Viber.

Вся работа в учреждении построена в соответствии с планом организационных и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий. Появились ограничения внутри ежедневной жизни сада — мы не проводим массовые мероприятия с участием родителей и нескольких групп вместе. Проводим кварцевание игрушек и групповых помещений, разделяем потоки детей при посещении музыкального зала.


В свою очередь воспитатель старшей группы "Теремок"(5-6 лет) Галина Михайловна Михалюк также ответила на ряд вопросов interfax.by.

— Галина Михайловна, насколько усложнилась работа в детском саду из-за коронавируса?

— В принципе сильно ничего не поменялось, мы и раньше очень внимательно следили за состоянием здоровья детей в группе. Но сейчас каждый вечер мы обрабатываем игрушки — не просто моем, как всегда, а ещё и обрабатываем дезинфицирующим средством. Руки, конечно, чаще с детьми моем, с родителями разговариваем на тему профилактики вирусных заболеваний, но они это и так знают, а мы обязаны это проговорить. В целом все то же самое, что мы и раньше делали, просто в большем объёме.

— Как Вы следите за тем, чтобы в группе не было больного ребёнка?

— Каждое утро наша медсестра обходит группы и измеряет температуру бесконтактным термометром всем детям и сотрудникам в группе. Это что касается коронавируса, но в целом все-таки главное для нас — это гигиена и режим. Руки помыть, проветрить, на улице погулять.

 Ещё мы беседуем с родителями, консультируем их, если видим, что, например, мама слишком кутает своего ребенка, а тот потеет, или у ребёнка лишний вес. Потому что сад — это только часть жизни ребёнка, очень важно, чтобы родители сами тоже следили за здоровьем детей и соблюдали режим и дома.

— Если ребенок очевидно болен, и Вы просите родителей его забрать из сада, как они реагируют?

— Положительно. Кто сразу забирает, если есть возможность, кто через час, пока с работой договорятся. Конфликтов не возникает. Бывает родители позвонят через пару часов после того, как приведут, скажут, мол, вот моему ребенку плохо с утра было, гляньте, как он там. И я уже наблюдаю.

— Насколько дети знакомы с коронавирусом? Разговаривают о нем между собой, играют в больных, рассказывают о ситуации в доме? Как они в целом воспринимают проблему?

— Поначалу некоторые только. А сейчас уже и забыли вовсе. Если играют, то просто в больницу — температуру измеряют, руку забинтуют. Дети не видят в этом проблему, они наоборот, если и дома сидят, то им хочется в детский сад, здесь общение. 

— Может быть, есть курьезный случай?

— Разве что бывает путаница с тем, кто заболел, и эти мазки без конца сдавать. У ребенка тест положительный, а мама и не поняла, болел он или нет, и из семьи никто не заболел.

 — Одна из основных мер профилактики распространения вируса — усиленная гигиена. Как Вы мотивируете детей часто мыть руки?

— Напоминаю. Вот мы поиграли, сейчас будем садиться на занятия — идём все мыть руки. То есть, каждый раз, когда меняем вид деятельности.

— Какие средства дезинфекции предусмотрены в группе? Насколько они безопасны для детей?

— У детей обычное детское мыло. Если кто-то из родителей приносит специальное средство для обработки рук, то я ставлю в шкафчик в группе, чтобы дети сами не достали. А игрушки мы обрабатываем "Анасептом".

— Дети носят маски в саду? Есть ли дети, которые носят маску, потому что так велела мама?

— Поначалу носили, теперь уже нет. На улицу надевали, когда мы гулять выходили. И в садике вообще из детей никто не надевает. Воспитатели обязаны носить, родителям мы рекомендуем надеть маску при посещении детского сада, а детям не обязательно носить маски в саду.

— Если говорить о дистанцировании, что поменялось в организации режима дня и детских играх? Ведь для детей очень важны совместные игры со сверстниками, которые подразумевают тесное общение.

— Дети меньше болеют коронавирусом, чем взрослые, главная опасность в том, чтобы они не были переносчиками. Поэтому друг от друга мы их не разделяем так сильно. Но в целом весь образовательный процесс не изменился, хотя теперь мы и гуляем на улице больше, руки чаще моем, то есть времени больше тратим именно на гигиену и режим.

— В большинстве детских садов новогодние утренники прошли с минимальным присутствием родителей, а где-то их вообще не приглашали. Как дети отреагировали на то, что мамы и папы не разделили с ними такой важный момент?

— Для детей важен сам праздник. Отсутствие родителей позволило им не отвлекаться, а как они за Бабой Ягой под елкой тихо, как мыши, наблюдали, вы бы видели. Детям присутствие родителей не принципиально. Их нарядили, они чувствуют, что у них праздник, они ждут гостей, им интересно. А родители могут и мешать, поправляя костюмы для фотографий. Для родителей мы записали полное видео с утренника, так что никто ничего не потерял, а главное, дети были довольны.

— В любой группе помощник воспитателя – это почти половина хорошо организованного процесса. Насколько усложнилась его работа в условиях Covid-19?

— У нас прекрасный помощник воспитателя — Вера Алексеевна. Конечно, ей сейчас чаще приходится обрабатывать все поверхности, дверные ручки, посуду. Во время эпидемии усиленная гигиена — это само собой. Вся посуда в конце дня замачивается на 15 минут в дезрастворе и под проточной водой потом еще раз ополаскивается. И все это мы успеваем сделать в обычное рабочее время, пока дети спят, пока идут занятия — подстраиваемся.

— Коронавирус серьезно заявил о себе весной 2020 года. Насколько ситуация отразилась на количестве посещающих сад детей? Изменилась ли эта ситуация с приходом второй волны?

— Весной детей ходило мало. У нас в группе 23 человека, и в начале пандемии 4-6 детей приводили. А сейчас уже все как обычно, только несколько человек не ходят — пока праздники, съездить бабушку навестить. После лета уже люди настроились, что будут ходить. Со второй волной опять стало немного меньше детей ходить, но сейчас в группе уже обычно человек 15-20.

— Шестой год в жизни ребенка очень важный, это уже ступенька подготовки к школе. Наблюдаете ли Вы отставание от программы "доковидных времен"?

— Получается так — если детей не водят в сад, то родители все равно детей водят и на подготовку к школе, и на танцы, пение, лепку, английский. То есть дети чем-то заняты, родители все заинтересованы в развитии своих детей. Поэтому нет, отставания не наблюдаю. И в саду мы все успеваем изучить по программе, образовательный процесс не нарушен. Дети тоже постарше стали, им нравится заниматься, мы их не перегружаем, поэтому они не устают и с интересом работают на занятии".

— Что бы Вы пожелали своим коллегам в это нелегкое время?

— Здоровья и терпимости, любви к своей работе, оптимизма по жизни. Дети у нас все хорошие. Да и с родителями тоже всегда можно договориться, поговорить — тебя услышат.

— А родителям?

— То же самое, здоровья, терпимости, и еще любить своих детей, быть заинтересованными в их жизни. Потому что дети — это будущее, и сейчас важно в этот дошкольный возраст, первые классы школы, когда ребенку нужны родители — не упустить, поддерживать. А дальше дети могут и сами, и пусть бы было так, что они захотят делиться своей жизнью с родителями. Поэтому сейчас очень важно замечать задатки своих детей и развивать их. 

Напоследок interfax.by спросил у некоторых воспитанников сада, знают ли они, что такое коронавирус. Из опрошенных непосед только одна девочка Маша дала подробное описание грозного заболевания. "Это вирус, который появился от летучей мыши. Человека какого-то укусила летучая мышь, и он заболел. Но сейчас уже в нашей области никто не болеет, потому что придумали вакцину", - сказала она. Остальные дети подтвердили, что знают, что это такое, однако в этом и заключался весь их ответ.