30.08.2021 09:16
Образование

Собираем ребенка в школу: новое или б/у?парта или стол? строгая форма или свободный стиль?

До 1 сентября осталось несколько дней, а вы еще не собрали свое чадо в школу? Наши советы помогут вам это сделать, избежав ошибок и вдобавок сэкономить. А мама пятерых детей, актриса и идейный руководитель школы Enter Анна Южакова расскажет о своем опыте.

 школа.jpg

Что покупать?

Вот самый первый вопрос, который должны себе задать родители школьника до того, как отправиться за покупками. Чтобы ничего не упустить и при этом не потратить слишком много денег, нужно все тщательно спланировать и составить список того, что действительно необходимо.

Если не можете написать такой на основе собственного опыта, пообщайтесь со знакомыми, у которых есть дети, обсудите с другими родителями из вашего класса или с классным руководителем – обычно в школах готовят списки всего, что нужно, особенно для первоклашек. Минимальный набор выглядит так:

●     Школьная форма

●     Спортивная форма

●     Сменная обувь (и мешок для нее)

●     Обувь для занятий физкультурой

●     Рюкзак или портфель

●     Канцелярские и беловые товары

●     Парта и стул

●     Гигиенические принадлежности

Где покупать?

Казалось, были бы деньги – а где купить, всегда найдется. Но при более подробном рассмотрении этот вопрос оказывается далеко не праздным. Особенно если вы не прочь сэкономить. Не так давно в УП «Столичная торговля и услуги» подсчитали, что в государственных магазинах вроде ЦУМа и ГУМа стоимость экипировки для младшеклассника составит от Br266 до Br804, а для старшеклассника – и того больше – от Br349 до Br978. В сетях вроде «Детского мира» может быть шире выбор, но по деньгам вы вряд ли выгадаете.

Альтернатива – искать в интернете. Тут, как говорится, гугл в помощь. Лайфхак от опытных родителей – приобретение подержанных товаров. Например, на Куфаре – самой популярной площадке в этом сегменте. Тем более, что там действует рассрочка, которая поможет купить все необходимое, даже если прямо сейчас денег вам не хватает.

Бояться и стесняться приобретать б/у не стоит – в Европе давно стало трендом осознанное потребление, когда вещи получают вторую жизнь вместо того, чтобы отправиться на мусорку. К тому же стоит учитывать, что дети быстро растут. Так зачем покупать что-то дорогостоящее?

 

Как выбрать мебель?

 

Готовить уроки на кухонном столе – бабушкин рецепт. Так, безусловно, тоже можно, но в результате могут появиться не только девятки и десятки, но и сколиоз, миопия, быстрая утомляемость. Альтернатива одна – оборудовать ребенку нормальное рабочее место с правильным столом и стулом, а также освещением.

Как должен сидеть школьник? Глубоко на стуле, согнув ноги в коленях и твердо поставив их на пол. Между грудью и краем стола должна помещаться детская ладонь, а расстояние от глаз до книги и тетради должно быть примерно как от локтя до кончиков пальцев. Свет должен падать с левой стороны. Это поможет сохранить правильную осанку, хорошее зрение и рабочий настрой.

Парта должна быть устойчивой, стул тоже не должен шататься. Если это будет растущая мебель, не забудьте ее подстроить под своего ребенка: обычно на ножках есть деления с подсказками, какую высоту выставить в зависимости от роста школьника.

Письменный стол.png

Стоимость мебели для создания правильного рабочего места очень варьируется в зависимости от состояния (новая или б/у), а также типа (обычная или растущая). Разброс от нескольких десятков рублей до полутора-двух тысяч.

Как выбрать одежду?

Общих требований, кроме опрятного внешнего вида, сейчас нет, каждая школа определяет свой стандарт. Но чаще всего мальчиков просят одеть в костюм (брюки, пиджак, сорочка или брюки и сорочка с кардиганом), а девочкам приобрести юбку с жакетом или сарафан, а также блузу. Желательно подбирать варианты из натуральных тканей (шерсть, хлопок, лен) с небольшим включением синтетики для прочности и эластичности.

В интернете такой набор обойдется в сумму от Br20-30 до Br100-120, если речь идет о мальчике. Примерно столько же стоит одеть девочку. Если собираетесь идти в магазин, приготовьте сумму примерно в два раза больше.

Следует также учитывать, что дети склонны рвать и пачкать одежду, поэтому сразу подумайте о приобретении как минимум двух комплектов. Особенно это актуально для младшеклассников.

Костюм_мальчик.png

Не забудьте и про уроки физкультуры, на которых ваш ребенок должен быть одет в спортивный костюм.

Как выбрать обувь?

Опять же, многое зависит от стандартов той школы, в которую пойдет ваш ребенок. Где-то спокойно относятся к кроссовкам, где-то более строгий подход к внешнему виду, и тогда вашим выбором станут полуботинки или туфли. Тем не менее, кроссовки вам все равно понадобятся для занятий спортом. Можно купить и кеды, но все же во время бега не помешает обувь с амортизацией.

Главное требование к обуви – она должна быть удобной. Ориентируйтесь на ту, которая изготовлена из натуральных материалов – кожи, льна, джинса, рогожи, шерсти, войлока или сукна. В такой ноги вашего ребенка будут уставать и потеть.

Каблук должен быть высотой не больше двух сантиметров, также не рекомендуются варианты с зауженным носком. А вот супинатор и твердый задник до 10-12 лет – это не совет, а требование, ведь до этого возраста стопа еще только формируется.

Конечно, очень внимательно нужно подойти к выбору правильного размера. А учитывая то, что дети быстро растут, рекомендуется каждые три-четыре месяца проверять, подходит ли им приобретенная обувь.

Туфли.png

Еще один важный момент, о котором часто забывают родители – обувь, предназначенную для школы, не стоит носить на улице. Поэтому приготовьте также мешок для сменки, хотя не везде это является обязательным требованием.

Какие канцелярские товары нужны?

За списком необходимых тетрадок, альбомов и наборов картона и цветной бумаги отправляйтесь к учителю. Именно он определяет то, что понадобится вашему ребенку на занятиях.

А вот все остальное вы можете приобрести по нашей подсказке. Точно понадобятся в школе две-три ручки с прорезиненной обмоткой, чтобы было удобнее держать; столько же простых карандашей, обязательно мягких (с маркировкой B, M или 1 в зависимости от страны-производителя); линейка 20-25 сантиметров с четким обозначением делений; ластик, точилка, корректор, ножницы, набор цветных карандашей.

Только приобретя все это, выбирайте пенал, ведь он должен быть достаточно вместительным для того, чтобы потом ручки и карандаши не валялись как попало в рюкзаке.

Могут понадобится ребенку и принадлежности для занятия искусством (краски, палитра, стакан-непроливайка, кисточки, клей, пластилин с доской и стеками). Но их список лучше уточнить у учителя, так это зависит от учебной программы.

Как выбрать рюкзак?

Самое главное требование к рюкзаку или портфелю – это вместительность. Подумайте над тем, сколько всего ребенку придется носить в школу, и покупайте с учетом необходимой емкости.

Рюкзак должен иметь твердую спинку и основание для правильного распределения нагрузки – так вы убережете ребенка от сутулости и сохраните ему правильную осанку. Мягкий рюкзак или сумку через плечо рекомендуется носить не раньше, чем с 12 лет.

Еще одно требование – безопасность. Светооражающие элементы и фликеры на рюкзаке абсолютно необходимы.

Рюкзак.png

Цены на рюкзаки сильно варьируются и могут доходить до пары сотен рублей.

Для актрисы и идейного руководителя школы Enter Анны Южаковой конец августа тоже мог бы стать весьма напряженным, ведь она – мама пятерых детей, но опыт помогает ей правильно расставить приоритеты.

 Южакова 1.jpg

– У вас пятеро детей, и поэтому для вас, наверняка, сборы в школу – это не только очень ответственный процесс, но и крайне хлопотный.

– Сын уже взрослый, ему практически 19 лет, поэтому школьников у нас в семье четверо – первый, шестой и восьмой классы. Могу сказать, что мои дети вне зависимости от возраста абсолютно самостоятельные. Я им даю список – и они едут покупать то, что необходимо.

Понятно, что это не касается нашей первоклашки Паулины. С ней мы отправимся за покупками вместе – для нее это очень важный момент, который должен быть грандиозным, праздничным и обязательно завершиться поеданием мороженого.

Честно говоря, мы с детьми не придаем этому процессу какой-то сверхъестественной важности. Они любят делать покупки – и воспринимают его как развлечение, а не серьезную проблему, которую нужно решить.

Могу сказать, что мы все стараемся купить в одном месте – в каком-нибудь большом торговом центре, где можно найти все необходимое.

– Как относитесь к приобретению вещей б/у?

– Вполне положительно. Как-то мы покупали стол у друзей – подержанный, но в хорошем состоянии. Почему бы нет? Когда дети вырастают из каких-то вещей, как правило, люди стараются передавать их куда-то в деревню или в церковь. У меня есть несколько знакомых, которым я постоянно отдаю то, из чего мы выросли. Кто-то продает такие вещи в интернете – почему бы нет? Я и сама ничего не имею против одежды б/у. Мои дети с удовольствием ходят в секонд-хэнды. Сейчас вошли в моду огромные рубахи, безразмерные свитеры. Я это только поддерживаю. Не могу сказать, что мы заморочены на идее осознанного потребления, хотя она правильная.

– А что касается школьной формы?

– У нас в школе ее нет. Одежда в первую очередь должна быть удобной и комфортной, немного спортивного стиля, потому что дети на переменах всегда бегают и бывает, что вымазываются. Так что просим приходить сразу с двумя комплектами. Особенно если это малыши.

Просто чистая, аккуратная и удобная для ребенка одежда – это самое важное.

– А если ребенок ходит в обычную школу, где все-таки к школьной форме относятся более формально?

– Мое мнение, что одежда должна быть в первую очередь удобной ребенку. Все остальное – второстепенно. Я за свободный стиль. Ведь мы, взрослые, носим то, что нам хочется?

Кроме того, дети склонны пачкать одежду. Представьте, что у вас куплено два комплекта – и оба оказались грязными? Если же ребенок ходит в школу в своей повседневной одежде, то несложно будет подобрать ему что-то другое из гардероба.

Вместе с тем я не могу сказать, что я категорически против школьной формы. Просто все должно быть разумно и в меру.

– Насколько важно оборудовать ребенку его собственное рабочее место или уроки можно приготовить, допустим, за обеденным столом?

– Сделать уроки, конечно, можно за любым столом, но если есть возможность – купите ребенку стол и стул, за которыми сидеть и учиться будет только он. Хотя у меня в семье пятеро детей, но мы каждому сделали рабочее место. Выкрутились таким образом: у нас три окна, и вдоль них мы пустили одну длинную столешницу, разделенную на отдельные участки для каждого.

Мои дети очень ценят свое личное пространство и не пускают в него посторонних, ведь у них на столах все разложено так, как они любят, как им удобно. Очень важно, чтобы тебя окружала приятная атмосфера, когда ты садишься работать.

– Сейчас модно приобретать растущие парты и стулья, у которых множество дополнительных функций – можно не только менять высоту ножек, но и наклонять столешницу, передвигать спинку поближе. Что выбрали бы вы – такую мебель или старую-добрую парту?

– Мы как-раз сейчас покупали парты в школу. Знаете, нет однозначного правильного ответа, но мы заметили, что дети выбирают парты с прямыми столешницами. Возможно, потому что с наклонной все скатывается, а ведь на парте надо разложить ручки, тетрадки, учебник. Это поддерживают и наши педагоги – прямой стол со скругленными углами.

Но не буду утверждать, что это единственный возможный вариант – тут опять-таки надо идти от ребенка, от его комфорта.

А вот возможность подстроить стол под рост очень важна. Нужно, чтобы ноги стояли на полу, плечи были опущены, спина ровная – на это нужно обращать внимание. При занятиях дома также рекомендуем давать ребенку больше двигаться: позанимался 10 минут, встал, походил, отвлекся – и снова за занятия. Подвижность – лучшая профилактика сколиоза. У нас в школе в каждом классе планируется установить столы-конторки, за которыми можно работать стоя. Чтобы те дети, которые устали работать сидя, могли сменить положение. Дома, это, наверное, излишне, потому что все-таки там больше возможностей подвигаться.

– Для первоклашки Паулины 1-е сентября – большой праздник, которого она ждет с нетерпением, но для детей постарше это может восприниматься совсем иначе – как конец замечательных летних каникул. Есть ли у вас такая проблема?

– Задача школы – создать такое пространство, в которое ребенку хотелось бы возвращаться. Мои дети хотят вернуться к учителям, друзьям. Лето было долгим, они отдохнули.

Кроме того, мы позволяем не пойти на какой-то урок, если уж очень невмоготу. Но при этом всегда говорим, что пропущенную тему надо будет выучить. Свобода – это всегда ответственность. Если у ребенка что-то не получается, я предлагаю свою помощь. Это тоже один из наших принципов – помогай только тем, кто просит о помощи.

Стараюсь не давить на детей из-за успеваемости. Оливия в пятом классе была одной из лучших по английскому языку, но потом вдруг переместилась в самый “хвостик”. Я очень удивилась и спросила дочку, что случилось. Она ответила, что решила заняться математикой, которую ей хотелось бы подтянуть, и что на оба предмета ее не хватит. Теперь я знаю, что когда будет необходимо, она английский возьмет. А если я начну давить, это не принесет какого-то эффекта.

– Многие родители стараются летом детей нагрузить учебой, подтянуть те предметы, по которым, например, он отставал. Другие считают, что летом нужно отдыхать от школы, от занятий. Какой подход более правильный?

– Разные дети есть, к каждому должен быть индивидуальный подход. Его нужно искать и обязательно договариваться с ребенком. Необходимо его убедить, что ему стоит немного времени уделить занятиям. Ребенок должен с этим согласиться. И, конечно, за то, что он поработает, нужно предусмотреть поощрение.

Допустим, если требуется подтянуть английский, то нужно предложить ему на выбор несколько вариантов – занятия с мамой, поход в английский клуб, что-то еще. Но ни в коем не случае нельзя заставлять учить.

– Многие родители являются сторонниками раннего развития, стараются, чтобы к первому классу ребенок умел читать, писать, считать и желательно, чтобы еще и по-английски разговаривал.

– Это большая проблема. Что в нашем детстве было правильным, так это игры во дворе. Ребенок должен нагуляться, наиграться. Классики, мячик, любые игры – это очень важно, необходимо для развития мозга. Если этого нет, то начинаются проблемы – дислексия, дисграфия.

Паулину мы никак не готовили. Она сама заинтересовалась буквами, мы ей просто показывали – это А, а это Б. И она сама научилась читать. Лучше всего, когда у ребенка просыпается к этому сознательный интерес. Ну а писать и все остальное – этому ее научат в школе.

– В 6 или в 7 лет – когда рекомендуете отдавать ребенка в школу?

– В 7. Так рекомендуют нейропсихологи. Конечно, все индивидуально. Если ребенок готов – то можно отдавать раньше. У меня так было с Оливией, которую мы повели в 6 лет. Но остальные дети пошли в школу в 7.