Она и авто: почему я никогда не сяду за руль

- Давай мы отдадим тебя на курсы вождения?

- Зачем?

- Как зачем? Машину водить будешь... Все ведь водят! Или хотят.

Лично я слышу подобные слова уже несколько лет кряду. Но не соглашаюсь, потому что...

Примерно как искусство владения фотоаппаратом, вождение автомобиля тоже требует особых качеств характера и даже таланта. Согласитесь: далеко не все автолюбители после окончания курсов умеют хорошо водить машину.

Я очень люблю ездить в автомобиле (и всегда сажусь на переднее пассажирское сиденье), но знаю, что мои личные качества несовместимы с вождением.

Во-первых, я предпочитаю быть уверенной в своих действиях и контролировать ситуацию, насколько это возможно. За рулем же, увы, слишком многое зависит от внешних факторов: от других водителей, от пешеходов и пассажиров. И даже опытные и аккуратные водители попадают в неприятные ситуации на дорогах.

Знаете, у нас даже есть семейная байка:

- Мама, с какой скоростью ты ехала, когда тебе снесли полмашины?

- Я вообще стояла.

Но это только полбеды. От природы мне досталась чрезмерная эмоциональность. Самая обычная дорога сопровождается для меня большим "букетом" волнений и переживаний - даже если я сижу на пассажирском сиденье. Самое стрессовое для меня - перекрестки и езда в сумерках. И если на перекрестках я сильно волнуюсь, не выскочит ли наперерез горячий джигит, то в сумерках мне постоянно мерещится, что вот та тень - пешеход, который вот-вот нырнет под колеса автомобиля. Да, фантазии мне тоже не занимать, потому я с уверенностью могу сказать: с такими характеристиками мне на дорогу за рулем лучше и не выезжать.

Может быть, дороги стали бы более безопасными, если бы люди могли адекватно оценивать свои личные качества - особенно те, которые мешают быть адекватным, внимательным и аккуратным водителем?..

Комментарий психолога Олега Сатова

С моей точки зрения, любой человек может научиться совершенно легко и естественно водить машину - никаких врожденных личностных ограничений тут нет. Есть другая проблема: некоторым типам личности учиться сложнее - с этим я согласен. Но когда обучение пройдено и накоплен опыт вождения, машиной начинает управлять не "личность", а "мозжечок" - включается совершенно другой режим работы ума.

Ребенок ничего не боится - его хоть в "боинг" сажай. Он только спросит: "Где у него кнопка?" - и полетит. Это, конечно, не бесстрашие - это безрассудство от незнания. Но взрослые со всеми их знаниями иногда впадают в другую крайность, ее результат - чрезмерная патологическая осторожность, желание настелить толстый слой соломы на милю вокруг - а то мало ли что...

Мы не боимся пройти по трамвайному рельсу - и, скорее всего, сможем идти по нему довольно долго и не особенно напрягаясь. Но если рельсину бросить через глубокую канаву, включится ум со своими предосторожностями и перестраховками - и мы и метра не сможем пройти: потеряем равновесие просто от страха. Чтобы пройти над пропастью, нужно доверять своему телу, своим инстинктам - они подобные задачи решают совершенно легко. И всякие личностные качества тут уже совершенно ни при чем.

Точно так же и с вождением машины: обучение заканчивается тогда, когда сознательный ум уже больше не беспокоится о том, куда ехать, какие педали нажимать и в какие зеркала смотреть. И вот этот процесс обучения некоторым дается сложнее - требует больше времени и усилий. А после уже все "личности" на дороге равны, потому что баранку крутят не они, а чистые рефлексы, для которых оценка дорожной ситуации, учет возможных опасностей и распознавание подозрительных теней у обочины - это сущий пустяк... Главное - им не мешать.

Елена Барткевич