Ассоциация автошкол: новая инструкция об экзаменах ГАИ полна лазеек для коррупции

«В инструкции выявлены нормы, реализация которых может повлечь возникновение  рисков криминогенного характера», – сообщается в официальном ответе белорусской Генпрокуратуры на запрос Республиканской ассоциации автошкол.  

Экспертизу инструкции о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (утверждена постановлением МВД Беларуси № 67 от 22 февраля 2011 г.) проводил Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры.

38 замечаний на 37 пунктов документа: таков результат анализа инструкции специалистами Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей, предшествовавшего запросу в Генпрокуратуру. Замечания не носят «технического» характера – за каждым из них стоят конкретные интересы курсантов автошкол, подчеркивает директор ассоциации Андрей Максимов.

Вот лишь наиболее яркие из проблем, возникновение которых способна провоцировать инструкция в ее сегодняшнем виде:

1. Пунктам, определяющим порядок сдачи теории и практики вождения, в том числе – в отношении критериев оценки водительских навыков, недостает конкретики, отмечают в Ассоциации автошкол.

«Многие трактовки полностью зависят от субъективного мнения экзаменатора. Это, а также отсутствие четких, однозначных критериев оценки навыков кандидатов в водители приводит к возникновению зависимости автошкол и отдельных лиц от экзаменаторов и порождает коррупционные риски», – подчеркивают специалисты ассоциации.

Кроме того, множество проблем, по мнению представителей автошкол, могло бы решить использование на втором этапе практических экзаменов заранее разработанных и утвержденных маршрутов.

Еще одно важное предложение: использовать во время квалификационных экзаменов приборы видеорегистрации.

2. При подаче апелляции по итогам сдачи экзаменов, если комиссия согласна с доводами учащегося, назначается пересдача. «В случае согласия с доводами лица, подавшего апелляцию, смысл в пересдаче экзамена отсутствует», – отмечают в ассоциации.

Последний же абзац соответствующего пункта инструкции  гласит: «Апелляция экзаменуемого по итогам пересдачи экзаменов на право управления транспортным средством к рассмотрению не принимается». Мнение специалистов: «Положения данного пункта приобретают коррупционные риски».

Помимо этого, документ не определяет, к какому ведомству  относится должностное лицо, участвующее в рассмотрении апелляционного спора.

3. Автошколы не устраивает практика использования Госавтоинспекцией учебных автомобилей автошкол для приема квалификационных экзаменов у курсантов, не проходивших в них обучения, – и на автодромах автошкол.  Все расходы при этом ложатся на учебные организации – а, следовательно, на их учеников.

Заключение криминологической экспертизы в середине марта было направлено Управлением по борьбе с коррупцией и организованной преступностью в МВД – для устранения выявленных недостатков. Насколько новый вариант документа будет отражать интересы водителей, можно будет оценить уже в ближайшее время.

Юрий Законников