17.04.2020 09:05
Разное

После начала эпидемии важное стало еще важнее – директор сети АЗС "А-100" Красовская

Красовская2.jpgВ конце марта директор сети АЗС "А-100" Анна Красовская опубликовала на своей странице в Facebook довольно резонансный пост. Она высказалась об изменении курса белорусского рубля и начале эпидемии коронавируса, которые, по ее словам, обнажили все "болячки" и в обществе, и в бизнесе.

“Появился целый ряд партнеров, которые посчитали возможным поднять стоимость своих услуг и товаров на процент изменения курса (некоторые даже выше), объясняя повышение импортной составляющей. Логично, все мы видим изменения. Но вот тут вопрос: почему вся стоимость поднялась? Ведь любой здравый человек понимает, что если условная деталь составляет 90% в цене, то вся цена не может вырасти пропорционально курсу, вырастет ее ЧАСТЬ (!). Ведь остальные составляющие остались неизменными. Но, нет, все риски без последствий для себя, хочется переложить на другого партнера”, - написала Красовская. И призвала бизнес-среду:

"Давайте делить риски, а не перебрасывать друг на друга, в надежде, что умрет кто-то другой. Так неправильно и безответственно. Сейчас каждый в состоянии начать действовать созидательно и конструктивно".

Спустя несколько недель после этой публикации корреспондент Interfax.by встретился с Анной, чтобы узнать, как на ее взгляд, за это время изменилась ситуация.

- Произошли какие-нибудь позитивные трансформации в бизнес-сообществе?

 -Никакие. В своем посте я обозначила разные проблемы, с которыми столкнулась наша компания. Есть моменты, которые противоречат нашей корпоративной системе ценностей или удивляют меня как СЕО компании. Сейчас случаются ситуации, которые я не понимаю ни с точки зрения ведения бизнеса, ни с точки зрения логики.

Например, один из поставщиков пришел к нам с поднятием цен почти на 40%. Работаем с ним мы с января 2020. На наш вопрос, откуда 40, если рост валюты даже меньше, если все затраты в валюте. Ответ поразил. Дословно звучало так: "А вы знаете, с какими убытками я прошлый год закрыл!". Как к нам относится его история убытков прошлого периода, как он представляет строить отношения с таким подходом – все это за рамками дискуссии. Мы не хотим и не будем тратить наш ресурс на таких игроков рынка. 

И подобных кейсов хватает. Поднятие цен без уведомления: просто приходит новая накладная или протокол согласования цены. Странная позиция, ведь все эти контрагенты хотят уважения в свой адрес. Хотят открытости. Но не готовы то же транслировать в ответ. Такая интересная односторонняя позиция. Мы очень по-разному смотрим на происходящее и очень по-разному ведем себя в тех реалиях, которые есть.

Вместе с тем, есть целая когорта поставщиков, с которыми мы отлично отрабатываем изменившиеся реалии. Они слышат друг друга, поддерживают и понимают, что необходимо совместно выстраивать линию уважительного партнерства. Многие даже открыто показали свою калькуляцию, себестоимость, затраты, на что они могут влиять, а на что нет. Многие понимают и откликаются на падение выручки, проговаривают с нами сценарии оптимизации затрат на период, пока ситуация не стабилизируется. Компания и менеджмент очень благодарны таким нашим партнерам. Я лично горжусь, что есть такие бизнесмены и руководители в нашей стране – это повышает наши общие шансы выстоять. У нас появился хештег, который очень сильно отражает позицию #РазамЗдолеем.

-  Как в сегодняшней ситуации, по-вашему, должен вести себя руководитель, чтобы пройти сложный период с минимальными потерями?

 - Универсальной таблетки нет, у каждого руководителя и компании будет свой рецепт. Кого-то это приведет к росту, и после кризиса они станут крепче. Будут и те, кто сумеет просто сохранить место на рынке, что тоже неплохо. А, кто-то не справится с трудностями. Сработает естественный отбор бизнеса.

Могу выделить несколько важных моментов в управлении, которые я для себя определила. Первое — разработка плана внутренних реформ. Изменения должны произойти, потому что экосистема уже перестроилась. План адаптации и перегруппировки в части работы с людьми, процессами и проектами – это must have, желательно итеративный. 

Второе — обновление стратегии поведения на рынке. Как мы строим отношения с клиентами, подрядчиками. Какие возможности можем использовать? Какие вызовы готовы выдержать, а от каких надо выстроить броню. И должно быть несколько сценариев.

Но без внутренних реформ и перезагрузки команды ничего не получится в части работы с рынком. Ваши люди будут жить в старой парадигме, пытаться делать все также, как и ранее. А это тупик. Вы будете бежать, а нога или рука будет привязана веревкой к дереву. Просто уменьшая косты и зарплату, замораживая проекты, можно в какой-то момент случайно отрезать какой-нибудь жизненно важный орган компании. Тогда лучше сейчас сразу.

Нужен четкий фильтр людей в команде. Будут и непростые решения. Например, когда твои люди, с которыми ты прошел многое, не пойдут дальше, потому что не успели принять и понять изменившиеся обстоятельства. Нужно сразу принять тот факт, что кто-то из команды будет не готов тебя поддерживать. И это нормально.

Фокус должен быть на укреплении внутреннего ресурса, сплоченности, объединяющей идее, поиске единомышленников, а не соглашателей. Нужно четко расставить приоритеты, обозначить границы и правила, которые действуют в этот период. И нельзя дальше тратить ресурс на “продажу” внутренних решений команде, на бесконечные обсуждения, споры и дискуссии. Сейчас нужно договариваться очень быстро.

А еще всем руководителям придется искать баланс между тактикой и стратегий. В моменте хочется принимать быстрые решения, и они даже могут дать хороший эффект. Но ориентироваться нужно на то, насколько принятые решения отразятся на будущем компании через год.

- Как вам удается продолжать быть включенной в происходящее в компании, лично проверять работу на местах? Ведь сейчас все максимально сокращают контакты и держат дистанцию?

 -Используем видео-формат, видео-совещания. Кстати мы делали это и до начала эпидемии, просто сейчас более активно. При этом наш бизнес таков, что большинство наших сотрудников работают "в полях". Поэтому, конечно, мы концентрируемся на обеспечении их безопасности, с учетом эпидемиологической ситуации. Так, дополнительно отправили всех, кого можно, на удаленку. Средства защиты - перчатки, маски используют не только сотрудники АЗС, но и офисные сотрудники. Также у нас стоят специальные боксы, где можно оставить входящую и исходящую корреспонденцию.

Вместе с тем я считаю, что людям важно общаться, людям нужно тепло. Мы продолжаем проводить по понедельникам наши Добрыя Справы, но в видео-формате. Мы поддерживаем внутри компании акцию "Хвалi дабра". Мы украсили не только АЗС, но и офис к Пасхе, хоть там почти никого не осталось – все на удаленке. Внутри команды менеджмента мы все поддерживаем друг друга всеми способами. У нас внедрена "Забота о команде". Это когда один из членов команды на неделю берет под свое крыло других сотрудников и заботится о них доступным способом — делится интересной информацией, поддерживает позитивными картинками. Это хорошо работает, людям важна эта поддержка и эмоции.

- Как удается справляться со стрессом и тревогой ваших сотрудников? Ведь переживания по поводу пандемии могут ощутимо снизить качество их работы.

 - Конечно, мы не можем полностью изолироваться, не слышать новости. Отсюда тревога, стресс. Сейчас столкнулись и с тем, что увеличилось количество агрессии среди клиентов. Это ожидаемо, потому что клиенты точно также находятся в стрессе, не находят выхода своим эмоциям и выливают на наших операторов отчаяние и злость.

В жизни наших сотрудников за последнее время произошли важные изменения. Кроме средств защиты, мы также ввели для них возможность застраховаться от вирусных и инфекционных заболеваний. На фоне общей экономии на расходах посчитали этот шаг очень важным и правильным. Можно много говорить и писать на сайте о ценностях, но реальные действия важнее показывают приоритеты нашей работы.

Еще мы сняли и выпустили серию 10-минутных специализированных видео, где профессиональный психолог учит методам борьбы со стрессом и тревожностью. Мы поставили задачу специалисту дать хороший практический инструментарий, чтобы коллеги получили именно прикладные знания и могли начинать с таких видео рабочий день. Кстати, у нас в планах поделиться этими материалами с рынком, чтобы остальные игроки также могли поддержать своих сотрудников.

Сейчас наша сила в объединении и поддержке на всех уровнях. Многим нашим сотрудникам надо быть на передовой. Операторы на заправках, слесари, водители каждый день так или иначе дополнительно рискуют из-за эпидемиологической ситуации. Но важно, что они делают свою работу хорошо, качественно, искренне стараются. Э

 - Сейчас вам приходится преодолевать множество трудностей. Расскажите, как при всем этом вам удается оставаться леди?

 - Нельзя перестать быть леди. Если ты родилась леди, осанку будешь держать при любом раскладе. Да, в какие-то моменты надо проявлять жесткость характера, быть бойцом. Но это не противоречивые состояния. Сейчас время, когда приходится принимать много сложных решений, которые болезненны, которые не позитивны. Но ты точно знаешь, зачем они. Понимаешь, что иначе нельзя. Но форма всегда должна быть достойной. Поэтому несмотря ни на какие кризисы и сложности, воспитание и такт никто не отменял. Быть леди – это состояние души. А вот руководитель – лишь одна из моих ролей.

 - Как лично вы восприняли ситуацию вокруг пандемии? И как, по вашему, достойно прожить этот период, извлечь из него максимум пользы?

 - В моем понимании как отрицать, так и излишне паниковать — это два пограничных состояния. Истина где-то посередине.

Сейчас особое значение приобретает твоя личная гражданская позиция. Ты можешь на диване сколько угодно рассуждать о геополитике или заговоре, но если ты при этом ходишь без маски в места скопления людей и способствуешь распространению вируса, то твои рассуждения – демагогия. Мы же не обсуждаем, надо ли садиться пьяными за руль, надо ли переходить улицу на красный свет. Это очевидные вещи! Есть в моменте рекомендации – выполняем, не создавая ненужную и лишнюю работу всем службам. И важно не искать виноватого. Важно делать все возможное, чтобы смягчить последствия.

 Стрессов и большой нагрузки на психику сейчас хватает. Однако каждый в состоянии  поддержать свою семью, друзей, близких, коллег. Тех, кто рядом. Лучше отправить открытку, картинку с приятными словами вместо очередной статьи со страшными новостями. 

 В наших руках то настроение, с которым мы идем по жизни. От нас зависит то, кем мы выйдем и с чем выйдем после этой истории: помудревшими, окрепшими и сохранившими человеческое лицо. Либо с кучей проблем, негатива, которые вылезут из нас и отравят ядом все вокруг. Я верю в добро и любовь – пусть они побеждают. И всё в итоге будет так, как решим мы сами.