14.05.2021 16:27
Разное

Восемь причин оторвать детей от гаджетов и интернета. Пока не поздно…

Гаджетомания и интернет-зависимость широко известные диагнозы, которыми уже никого не удивишь. Заведующая лабораторией проблем детей и подростков РНПЦ "Мать и дитя" доктор медицинских наук Маргарита Девялтовская рассказала, какие проблемы могут обнаружиться у детей, "проживающих жизнь" в интернете и что могут сделать родители, чтобы их обезопасить.

гаджеты.jpg

Как выявить интернет-зависимость?

Гаджеты и интернет настолько плотно вошли в нашу жизнь, что полностью исключить их из жизни невозможно уже и у взрослых, и у детей. Учебу детей в школах сегодня сложно представить без планшетов, айфонов и другой техники.

Когда же мы можем говорить об интернет-зависимости? Какие признаки на нее указывают? В первую очередь, состояние, при котором сам человек оказывается не в состоянии контролировать свои отношения с интернетом. Получив необходимую информацию, он не уходит заниматься своими делами, а продолжает "зависать" в компьютере или телефоне часами.

Специалисты отмечают рост обращений родителей с детьми, у которых проявляется рассеянность, головные боли, нарушения сна, боли в глазах. В большинстве случаев такие жалобы вызваны интернет-зависимостью. По ним легко можно узнать подростка или ребенка, который "проводит жизнь в интернете".

Почему интернет не тренирует мозг?

Интернет полон разнообразной информации, и многие родители бывают только рады окунуть своих детей с головой в мировую паутину. Однако при этом мало кто действительно понимает, что интернет способен не только развивать, но и затормаживать развитие мозга, которое особенно важно в детском и подростковом возрасте.

Мозг, как и другие органы и системы, должен постоянно тренироваться – точно так же, как для тренированного тела необходимо ходить в тренажерный зал и все время развивать свои мышцы. Если же человек простым нажатием кнопки получает искомый результат, и ему не надо думать и прилагать к поиску информации определенные усилия, его мозг работает в меньшей степени или не развивается в нужной мере.

Возможность получить любую информацию, не прилагая особых усилий, прельщает, однако может вести к неприятным последствиям.

deti-4.jpg

Как рост суицидов у подростков связан с интернетом?

Специалисты продолжают анализировать причины суицидального поведения у подростков, а также их агрессивного, выходящего за рамки правил, поведения. Почему возникают ситуации со стрельбой в общественных местах, совершаются тяжкие преступления, молодые люди готовы накладывать на себя руки?

Вопрос не только в группах в соцсетях типа "Синий кит" или "Розовый слон", но и стертой границы между реальностью и интернет-жизнью у тех подростков, кто проводит много времени за экраном. У них стираются понятия об основных жизненных ценностях и ценности жизни. В интернете или в компьютерной игре в человека можно выстрелить, а он вскоре оживет и побежит дальше. И у ребенка уже теряется понимание, что в жизни, если выстрелить в человека и он упадет, это может быть необратимо.

Таким образом, у детей и подростков формируется стереотип интернет-жизни со стертыми гранями ценности собственной жизни и себя.

Пять органов чувств в оффлайне и два – в онлайне

Проводя время в интернете, ребенок воспринимает все происходящее через определенные образы и аудиофон. А вот какое-либо тактильное, осязательное, сенсорное восприятие отсутствует напрочь.

Причем, данная проблема касается не только "взрослых" детей, но и их беременных мам, и молодых родителей в первый год жизни малышей. Именно внутрутробно, а также в первые годы особенно важно развивать все чувства малыша. А этого не происходит. Многие юные мамы предпочитают общение в интернете играм с собственным малышом, и тот, в свою очередь, уже с рождения получает меньше сенсорной информации о мире.

Данные нарушения, кажущиеся минимальными в раннем детстве, отражаются и в подростковом возрасте, проявляясь более серьезными состояниями. Врачи утверждают, что отсутствие сенсорных связей не позволяет мозгу развиваться должным уровнем и может приводить к психическим отклонениям у детей, аутизму и расстройствам аутического спектра.

Известно также, что дети, которые были рождены недоношенными, с задержкой внутриутробного развития, имели меньший вес при рождении в подростковом возрасте чаще сталкиваются с артериальной гипертензией, метаболическими нарушениями, сахарным диабетом и т.д. И очень многие проблемы со здоровьем, нарушения, которые проявляются в подростковом возрасте, следуют из интернет-зависимости. Количество психических расстройств у детей в подростковом возрасте также увеличивается.

Куда идти подростку со своими проблемами?

Не каждый подросток готов обсуждать волнующие его вопросы с родителями. В то же время желание знать все о своем здоровье, физическом и психическом, а также желание получить адекватную помощь, зачастую приводит их в Центры, дружественные подросткам. Таких работает в Беларуси 55. Подростки, открыто или анонимно, обращаются туда с вопросами ЗОЖ, репродуктивного здоровья и предохранения, а также зависимости от употребления психоактивных веществ.

Сколько времени можно проводить ребенку за интернетом без вреда для здоровья?

Считается, что до 10 лет, помимо выполнения необходимых школьных занятий, ребенок может проводить не более получаса в сутки в играх на телефоне или компьютере. После 10 лет это время можно увеличить, однако родителям стоит быть внимательными к проявлениям интернет-зависимости у детей.

Какие признаки зависимости ребенка от интернета, когда требуется вмешательство извне?

В первую очередь, это психологическое состояние самого ребенка. Если родители наблюдают четкую зависимость его настроения от того, находится он в интернете или в реальной жизни, необходимо вмешаться. Подросток, которому крайне сложно расстаться с гаджетами или компьютером, и который агрессирует на попытки ограничить его время в интернете, также требует помощи. Такой интернетзависимый ребенок "зависает" перед экраном, капризничает и старается в любую минуту сесть за интернет, включая время сна.

Ребенок готов недосыпать, чтобы побыть в интернете, у него снижается внимательность, его учителя жалуются на потерю концентрации, у него красные глаза из-за постоянного времяпровождения перед экраном, зачастую он также жалуется на боли в правой руки – той, которой использует мышку.

У детей, которые долго сидят в интернете, по-иному начинает двигаться зрачок, фокусируется зрение, и для него могут представлять сложность уже самые простые действия – например, ему сложно даже бросить точно мяч в цель. Определенная связь между головным мозгом и моторикой уже потеряна.

гаджеты2.jpg

С какого возраста необходимо ограничивать ребенка в интернете?

Профилактика интернетозависимости должна вестись с первых лет жизни. Общеизвестно, что до 3 лет ребенок видит в основном только свою семью и воспринимает ее как основную модель. Если родители активно общаются друг с другом, часто гуляют, катаются на велосипедах вместе с детьми – маленький ребенок будет воспринимать такой образ жизни как естественный. Если же взрослые заняты тем, что в одной комнате сидят каждый за своим экраном, и общаются посредством сети, ребенок будет копировать это поведение.

Когда спрашивают, как ребенка отвлечь от гаджета, значит, время уже потеряно, и у него уже сформировалось отношение к интернету и оффлайн-жизни.

Ребенок интересуется лошадьми? Обеспечьте ему поездки в конюшню, научите ездить верхом. Вокал и танцы? Найдите "живое" занятия по душе ребенку в настоящей жизни, а не в интернете. Самое простое и самое важное в профилактике интернетзависимости – найти ребенку возможность реализации тех увлечений, которые ему наиболее близки и интересны. Именно ему, а не взрослым. Если родители это понимают и предоставят ребенку такую возможность, проблемы с серьезной зависимостью вряд ли возникнут у их ребенка.

Также следует помнить, что все поведенческие стереотипы формируются до 7 лет. И если от 7 до 10 лет их еще можно будет откорректировать, то после 10 уже поздно. Точно так же как машина является средством передвижения, и мы не живем в ней, как бы ее не любили, компьютер, телефон и интернет должны быть средством получения информации, но не параллельной жизни и реальности.