17.08.2009 10:27
Разное

Корпоративный стиль: что можно и нельзя

Корпоративный стиль и офисная этика могут быть запросто доведены до абсурда - чрезмерное усердие превращает дресс-код отдельных компаний в повод то ли для смеха, то ли для слез

Стремление к регламентации жизни сотрудников присуще жизни практически любой большой компании. Нормы и правила: как выглядеть, сколько говорить по телефону в личных целях, сколько проводить времени в Сети и так далее - описываются во всевозможных внутренних положениях. Однако порой это стремление доходит до абсурда, и тогда попытки привести офисные жизнь и внешний вид сотрудников к единому знаменателю не могут вызвать ничего, кроме здорового смеха. Примером тому может служить презентация дресс-кода для одной из российских нефтяных компаний, где содержатся рекомендации, как же именно должны выглядеть "работницы".

На семнадцати страницах неутомимые составители изложили все указания,  касающиеся внешнего вида сотрудниц компании - не затронута разве что тема нижнего белья (удивительно!). В основу правил дресс-кода положены "международные стандарты" делового стиля. Следуя этим самым стандартам, работницам предписали в качестве оптимальной формы офисной одежды костюм, причем подчеркивается, что он должен быть из высококачественной натуральной ткани и неброского цвета (серый, черный, коричневый, бежевый, оливковый, бургунди, темно-синий). Костюм не должен чрезмерно подчеркивать фигуру работницы. Конечно, с этим положением трудно спорить: на работе главное - это профессиональные качества работника, а не его физические данные. Блестящие ткани, яркие рисунки, облегающие силуэты - все это недопустимо для деловой одежды. Носить плотные колготки сотрудницам также не разрешается. Правда, единицы плотности в дресс-коде не указаны. Так что некое пространство для маневра есть.

Обувь в рекомендации такая же привлекательная, как и предложенные костюмы. Она должна быть классической формы, без заметной выделки, допустимы следующие цвета: черный, темно-синий, темно-коричневый, бордовый, летом бежевый. Однако возможно сочетание двух неконтрастных цветов. Следует забыть об открытой обуви, а также о сабо и туфлях с яркой отделкой.

Украшения, прическа и маникюр также подчинены строжайшему регламенту. "Французский маникюр - оптимальный вариант для бизнеса", - говорится в правилах. Имеются строгие указания,  сколько раз в месяц сотрудница должна появляться в парикмахерской. В руководстве для работниц говорится, что короткая стрижка обновляется раз в месяц, а при длинных волосах следует ровнять концы волос один раз в два месяца. Длинные распущенные волосы недопустимы, равно как и креативные укладки с "большим количеством лака", креативные стрижки и, наконец, волосы "нефиксированной формы". Так что, если Господь наградил сотрудницу роскошными кудрями, продемонстрировать их красоту она не сможет.

Что касается украшений, то классика, классика и только классика - жемчуг, например. Украшения могут быть только простыми по форме,  камень в кольце может быть полудрагоценным и не более одного сантиметра в диаметре. Так что обручальное кольцо с бриллиантом следует оставить дома. Вместе с драгоценными камнями попала под запрет и дешевая бижутерия, звенящие браслеты, серьги с подвесками.

Отметим, что на картинках, на которых наглядно показано, что приветствуется, а что нет, образцово-показательные барышни демонстрируют часы Montblanc Profile Lady Elegance (ориентировочная цена около 100 тыс. руб.), серебряные кольца Montblanc Boheme (цена порядка 14 тыс. руб.), кулон Frey Wille из коллекции "Клод Моне" (цена около 20 тыс. руб.).

Не забыли составители инструкции указать и перечень магазинов, в которых пресловутые работницы могут одеться и обуться. Предлагаются два варианта - бюджетный и подороже. В первую категорию попали, например, любимые московскими студентками  магазины дешевой одежды, над которыми уже давно принято  посмеиваться. Отметим, что найти в них офисную одежду, выполненную из высококачественных натуральных тканей, не так уж просто. Предлагается и перечень более дорогих магазинов более дорогих - по мнению составителей инструкции, в них дамы могут одеться на сумму от 500 до 1000 долларов. Не забыли и тех, кто любит стоки и дисконты: последний лист регламента содержит перечень подобных точек с адресами и телефонами. Логичнее и не придумаешь.

Не нужно обладать  богатой фантазией, чтобы представить, как будут выглядеть сотрудницы той нефтяной компании, для которой составлена данная рекомендация. Правильно, офисное - всегда единообразное. И шагать нужно будет в ногу - как шагали циркули в знаменитой "Стене". Тогда в мире воцарится порядок. Пока же офисные сотрудники (еще не переодетые в однообразные скромные и не слишком сильно облегающие костюмы) могут смеяться над презентацией, которая активно тиражируется в Сети. А сотрудницы нефтяной компании могут использовать единственную оставленную им лазейку для самовыражения. В предписании ни слова не сказано о правилах макияжа, а потому офисные барышни могут раскрашивать лицо, как им угодно. Накладные ресницы, яркая помада, контрастные тени (да хоть театральный грим!) - все в их распоряжении.