08.02.2013 10:48
Разное

Рынок труда: завтра будет только хуже

Проблема трудовых ресурсов, подбора компетентного персонала уже встала в полный рост перед белорусскими компаниями. И не только белорусскими – схожие сложности испытывает бизнес в большинстве стран постсоветского пространства. К сожалению, порадовать их нечем. Один из ведущих консультантов по эффективному управлению Александр Фридман уверен, что в ближайшие годы лучше не станет.

«На наших рынках труда идут одновременно два тренда, и работодатель попадает в «ножницы». С одной стороны, стоимость трудовых ресурсов постоянно растет, причем значительно опережая производительность труда. С другой – рынок труда разваливается из-за низкого качества образования. И этот тренд будет сохраняться, пока в постсоветских государствах не будет нормального образования. Более того, сегодня государство доламывает и высшую школу, и среднюю, и техническое обучение – я это вижу и в России, и в Латвии. А это значит, что рынок труда в ближайшие лет двадцать не восстановится», – заявил эксперт в интервью порталу interfax.by.

Выход из сложившейся ситуации, по словам эксперта, есть. Это – профессионализация управления. Это значит, что если бизнес не может изменить рынок труда, то он вынужден научиться достойно конкурировать на нем и извлекать из людей нужную добавочную стоимость. То есть, в терминологии А. Фридмана, руководители должны учиться профессиональной эксплуатации подчиненных.

К слову, в словосочетании «эксплуатация подчиненных» эксперт не видит ничего табуированного. «Как инженер эксплуатирует станки, так и руководитель эксплуатирует персонал. Более того – эксплуатация является ключевой задачей руководителя! Тем более в такой ситуации с трудовыми ресурсами, которая несет угрозу рентабельности бизнеса», – отмечает он.

Где найти «хороших» сотрудников?

Однако даже в столь неблагоприятных условиях некоторые компании вполне комфортно себя чувствуют, собирая под своим крылом профессионалов.

«Я знаю, что в Беларуси есть компании, которые снимают сливки с рынка труда. Потому что они умеют создать привлекательность своего предложения», – утверждает А. Фридман.

По его словам, проблема остальных – в плохой работе на рынке труда, когда компании просто не в состоянии бороться за лучших специалистов, проводить грамотную кадровую политику, создавать комфортные условия для потенциальных работников. То есть не умеют продать себя.

«Часто многие сетуют на претендентов, на рынок и при этом ничего не делают для того, чтобы формировать продукт и его продавать. Это же чистый маркетинг! Определенное количество людей на рынке труда – хорошие специалисты. Они где-то сидят. Значит, мы должны за них конкурировать: создать привлекательный продукт и проинформировать нашу целевую аудиторию, что этот продукт для нее есть», – рекомендует эксперт.

А вот жалобы ряда компаний на то, что они не в состоянии предложить ту же «цену» за хороших специалистов, что и конкуренты, Александр Фридман сразу же отметает. «Рынку плевать, есть ли у вас деньги. Либо вы формируете конкурентный продукт, либо вылетаете из борьбы за лучшие трудовые ресурсы. На всех кадров просто не хватит», – отмечает он.

Деньги решают не все

В то же время, по словам А. Фридмана, деньги решают многое, но не все. «Перекупая» сотрудников за счет только более высокого денежного вознаграждения, компания рискует собрать недееспособную команду, издержки на которую будут превосходить ее производительность.

«Японцы говорят: правильный отбор важнее мотивации». И это верно. С рынка надо собирать правильно мыслящих людей. Скажем тех, для кого работа – это самореализация.  Такие люди, естественно, работают не бесплатно, однако им не нужна еще и какая-то хитро завернутая идея для дополнительной стимуляции. Да, таких на всех не хватит. Но ведь главное, чтобы вам хватило!» – говорит эксперт.

Второй аспект – принуждение к работе, утверждает А. Фридман. Ведь компания не может зависеть от желания или нежелания людей зарабатывать деньги. Люди должны выполнять свою работу, потому что у них нет другого выбора. Но в то же время компания должна быть достаточно привлекательной, чтобы люди не хотели ее покинуть по собственному желанию.

«Люди увольняются по одним причинам, хорошо работают по другим. Если вы уберете то, что толкает их на увольнение, они не будут хотеть хорошо работать. Они просто перестанут хотеть уволиться. Это состояние нулевой плавучести. Для большего надо принуждение. Главное – соблюсти верный баланс, не перегнуть палку», – считает эксперт. 

В любом случае, утверждает А. Фридман, простых решений для нынешних проблем в сфере HR нет. «Есть комплекс воздействий, система корпоративного управления и личная квалификация руководителя. И есть Execution– термин, который на русский язык практически не переводится. Это технология управления достижением запланированного результата, которая опирается на квалификацию руководителя. В любом случае, ничто не решается одним действием. Многих это расстраивает – говорят, что это слишком сложно. Но чем дольше вы ищете простое решение, тем глубже погружаетесь в проблемы», – поясняет специалист.

Кто сказал, что всегда будет «переть»?

Тренд на рынке труда, естественно, безрадостный для работодателей. Для того чтобы выжить, необходимо повышать квалификацию топ-менеджмента, совершенствовать навыки управления, подходить к делу системно. Эксперт предостерегает тех, кто планирует просто переждать смутные времена, – не получится!

«Кто сказал, что будет всегда «переть»? Кто кому это обещал? Многие бизнесмены сейчас сидят в позиции «а раньше было легче, надо перезимовать». Но жизнь усложняется – и легче не будет. Скорость изменений нарастает. Выбор один: или вы, или вас», – считает А. Фридман.

По словам эксперта, сегодня многие руководители напрасно претендуют на избыточное демиургство. «Они полагают, что можно жить по принципу «я тебя породил – я тебя и убью». То есть «я создал компанию и буду писать для нее свои законы». Нет! Вы создали компанию по фундаментальным законам, которых просто не знали, и она подчиняется фундаментальным законам, которых вы не знаете», – отмечает А. Фридман.

«Неквалифицированный человек неспособен понять свою неквалификацию в силу своей неквалифицированности и обладает избыточной убежденностью в своей квалификации». Это эффект Даннинга – Крюгера, которому, отмечает собеседник, подвержены многие топ-менеджеры. Этого же быть категорически не должно – руководитель должен учиться, развиваться, а не искать примитивную простоту. «Руководитель – это профессия, управление – это область знаний, и она мстит за непрофессиональный подход. Хотя и маленький ребенок знает, как управлять: он надует щеки, выпятит живот и начнет раздавать ценные указания. Дяди и тети часто управляют также, но более вариативно», – говорит эксперт.

Учиться, развиваться, постигать секреты управления готовы сегодня лишь около 10% руководителей. Они понимают, чего хотят, понимают, с какой стороны бутерброд маслом мазать и т.д. Они учатся, они достигают своих целей – в том числе и в Беларуси.

Тем же, кто игнорирует существующие вызовы, считает А. Фридман, ничто не поможет. «Жаль их», – говорит он.

Хотя, признается собеседник, компании с непрофессиональным руководством могут выживать долго. Все зависит от конкурентного окружения. «Если рынок недостаточно агрессивен с точки зрения конкурентов – такие компании умрут быстро. Если же на рынке все играют на уровне 4-го разряда – это может продолжаться до бесконечности. Вернее, до того времени, пока не придет мастер спорта и не прекратит все это безобразие тремя ходами», – отмечает он.

На главный вопрос – когда станет лучше и станет ли вообще – у Александра Фридмана нет ответа. «Внешних предпосылок к улучшению я не вижу», – говорит он. И советует повышать собственный профессионализм. Или же… сидеть под елкой и ждать Деда Мороза. «Только при этом не забывайте: вы или вас», – напоминает эксперт.

Сергей Киеня