12.01.2021 10:13
Соцзащита

Валентин Чернякевич: детям с инвалидностью из домов-интернатов важно быть равными

Дети с инвалидностью из домов-интернатов живут обособленно и зачастую не знают обычных радостей жизни. Они редко бывают на улицах городов, посещают кафе, не умеют пользоваться деньгами, а иногда даже не знают собственных имен. На протяжении последних трех лет благотворительное общественное объединение "Мир без границ" реализовывало в Беларуси проект "Знать, чтобы помогать", направленный на то, чтобы воспитанники домов-интернатов лучше знали свои права. Как сделать жизнь детей с инвалидностью качественней? Почему так важно развивать право на семью и интегрированное образование? Чему стоит поучиться Беларуси у Швеции? И насколько важно детям с инвалидностью быть равными среди равных? Об этом и многом другом мы поговорили с ведущим специалистом БОО "Мир без границ" Валентином Чернякевичем.

1.JPG"Если позвать кого-то "солнышко", то повернутся практически все воспитанники"

- Валентин, расскажите о проекте "Знать, чтобы помогать". Как и почему родилась идея проекта?

- В 2020 году организации "Мир без границ" исполнилось 20 лет. Все эти годы мы делали проекты, направленные на помощь детям из уязвленных групп – детям с инвалидностью и подросткам, которые оказались в конфликте с законом. Один из наших проектов был посвящен сопровождаемому проживанию детей и молодых людей с инвалидностью в домах-интернатах. Мы помогали детям из Богушевского дома-интерната восстановить дееспособность, социализироваться и показать, что жизнь может быть другой. Воспитанникам была предоставлена возможность проживать вне дома-интерната в сельской местности. Они работали на огородах, смотрели за домашними животными, учились обычным повседневным вещам под присмотром сотрудников интерната: самостоятельно готовить завтрак, работать, стирать, убирать, обращаться с деньгами, ходить в магазин. Для нас все эти действия кажутся обыденными. Но для воспитанников дома-интерната все было в новинку. Для них было даже открытием, что для того, чтобы чай был сладким, в него нужно добавлять сахар. Когда мы делали этот проект, увидели, что дети из домов-интернатов не так много знают о своих правах. Так родилась идея проекта "Знать, чтобы помогать".

- Какие проблемы с правами в домах-интернатах для детей с инвалидностью вы увидели?

- Возьмем элементарное право на имя. Если зайти в группу к детям в доме-интернате и позвать кого-то "солнышко", то повернутся практически все воспитанники, потому что так их чаще всего называют сотрудники. В принципе, ничего плохого в этом и нет. Но ведь каждый из нас привык к тому, что у него есть собственное имя. Это показатель этикета и уважения. То же самое касается и права на выражение мнения. Когда ребенку в доме-интернате приобретают одежду, зачастую у него не спрашивают, какую он хочет кофточку, какого цвета и фасона. Более сложный вопрос – индивидуальное меню в доме-интернате, исходя из пожеланий ребенка. Реализуя прежние проекты, мы поняли, что необходимо повышать правовую осведомленность как сотрудников домов-интернатов, так и детей.

- Какие права детей с инвалидностью из домов-интернатов на сегодняшний день самые важные?

- Самая большая проблема заключается в том, что каждый ребенок должен воспитываться в семье. Большие дома-интернаты нужно разукрупнять, развивать семейные формы устройства, патронатное воспитание, опекунство. Главная цель общества – сделать так, чтобы дети с инвалидностью росли в более полноценной обстановке для жизни и развития. Для этого сегодня в Беларуси запущен процесс деинституализации. Вторая проблема – это интегрированное образование. Практически все дети в домах-интернатах сегодня обучаются непосредственно в самих заведениях. При этом в Беларуси принято много законов о специальном образовании и интегрированном обучении. И вроде бы никто не против того, чтобы дети с инвалидностью из домов-интернатов учились в обычных школах вместе с другими детьми. Но активного продвижения этого обучения по ряду объективных причин нет. В школах нет безбарьерной среды, для детей с инвалидностью не адаптированы классы, столовая, санузел. Не все педагоги подготовлены и знают, как с такими детьми работать. Также существует транспортная проблема из-за удаленности домов-интернатов от населенных пунктов. Но, несмотря на трудности, сегодня некоторые дети из Гомельского, Богушевского и Городищенского домов-интернатов ходят в общеобразовательную школу в интегрированные классы. Есть положительная динамика, но хотелось бы, чтобы общеобразовательные школы посещали как можно больше детей с инвалидностью из домов-интернатов. Общение дает им совершенно другой уровень развития и повышает качество жизни.

"Система мониторинга – это не система наказания, а система анализа"

- Кто участвовал в проекте "Знать, чтобы помогать"?

- Все проекты "Мира без границ" предварительно обсуждаются с профильными министерствами. Мы всегда идем вместе с государственными органами, чтобы решать проблемы сообща, ведь для нас важно достигать эффективных и устойчивых результатов вместе. Поэтому в проекте "Знать, чтобы помогать" участвовали не только дома-интернаты, но и ведомства: сотрудники Министерства труда и социальной защиты, Генпрокуратуры, Министерства здравоохранения, Министерства образования, областных комитетов и районных управлений по труду и социальной защите. Все эти министерства и ведомства отвечают за работу домов-интернатов. Они проводят проверки, которые иногда накладываются друг на друга. Изучив зарубежный опыт, мы удивились, что мониторинг социальных учреждений проходит всего лишь один раз в год. Поэтому в рамках проекта "Знать, чтобы помогать" было решено создать систему межведомственного мониторинга реализации прав детей с инвалидностью учреждений интернатного типа. Мы создали группу экспертов из сотрудников министерств и ведомств и стали проводить семинары. В Беларусь приезжали иностранные эксперты, которые делились своими знаниями. Большую помощь в разработке системы мониторинга оказала британская организация National Star College. Со временем мы разработали критерии системы мониторинга, которые соответствовали видениям различных министерств.

- Расскажите, в чем заключается специфика мониторинга реализации прав детей с инвалидностью в домах-интернатах, и как он работает?

- На примере зарубежных стран видно, что мониторинг влияет на качество жизни воспитанников и сотрудников домов-интернатов. В белорусскую систему мониторинга мы включили самые базовые и актуальные на сегодняшний день права ребенка. А именно: право на идентичность, право на семью, право на образование, право на здоровье, право быть услышанным, право на защиту от насилия и эксплуатации, право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, право на уважение различий и принцип равенства. При проведении мониторинга под каждое из перечисленных прав был разработан специальный опросник с определенными критериями. До наступления пандемии коронавируса мы успели провести мониторинг в одном из домов-интернатов, чтобы понять, является ли система мониторинга работоспособной. В результате увидели проблемы в формулировках – многие вопросы для детей с инвалидностью оказались сложными. Однако благодаря специалисту-дефектологу мы смогли адаптировать эти вопросы до "ясного языка" и сделать их более понятными.

- Что происходит после того, как в доме-интернате прошел мониторинг? Ответственные сотрудники несут наказание?

- Мы рассматриваем систему мониторинга не как систему нахождения ошибок и наказания, а как систему анализа. Как и в зарубежных странах, после мониторинга мы выявляем проблемные вопросы в области прав детей с инвалидностью, и по возможности даем рекомендации по улучшению ситуации. Но ни в коем случае никто из сотрудников дома-интерната не несет наказания. Правда, если речь не идет о фактах насилия или финансовых нарушениях.

"Сотрудники и воспитанники домов-интернатов все больше узнают о правах"

- Не все взрослые знают о своих правах. А как рассказывать о правах детям с инвалидностью из домов-интернатов?

- В рамках проекта "Знать, чтобы помогать" перед нами стояла задача повысить правовую осведомленность воспитанников и сотрудников домов-интернатов для детей с инвалидностью. Сама тематика прав и для взрослых не совсем легкая. А детям рассказывать еще сложнее, ведь важно, чтобы рассказ о правах был интересным и наглядным. Существует масса литературы, которая обучает правам детей. Но специализированного пособия по обучению правам детей с инвалидностью на всем постсоветском пространстве попросту не было. Поэтому мы создавали такое пособие с нуля. В проекте "Знать, чтобы помогать" приняли участие различные специалисты - воспитатели, психологи, социальные работники. И в процессе реализации проекта мы разработали пособие по обучению правам детей с инвалидностью. Для наглядного обучения детей с инвалидностью и работников домов-интернатов были созданы специальные плакаты правовой тематики, настольная игра по правам детей "Право имею" и мультипликационный фильм "Мои права" с использованием элементов альтернативной коммуникации: субтитров и пиктограмм.

Специфика обучения правам детей с инвалидностью основывается на конкретных практических примерах. Недостаточно прийти в класс и просто рассказать о правах. Когда ежедневно мы чистим зубы с ребенком, важно объяснять, что это право на здоровье. Когда идем в магазин, необходимо рассказывать о праве выбора, выражении своего мнения. Следует объяснять и о вербальном и физическом насилии. Ведь зачастую в домах-интернатах ребенок просто не знает, что неправильно, когда взрослый на него кричит.

- После проекта "Знать, чтобы помогать" дети с инвалидностью из домов-интернатов стали лучше разбираться в своих правах?

- Пока рано говорить о быстрых результатах. Но, например, плакаты о правах ребенка остались в домах-интернатах. И сотрудники вместе с воспитанниками все больше узнают о правах. Дети получают информацию о правах на имя, семью, выражение мнения. У воспитанников появились личные вещи. Раньше в комнате, где жили 6-8 детей, одежда была общая. Сейчас она уже промаркирована, и дети знают, что это их вещи. Также в домах-интернатах появляется зональность, личное пространство, возможность иногда уединиться. Особенно это важно для детей с аутизмом.

- Во многом права детей с инвалидностью в домах-интернатах зависят от сотрудников. Как проект "Знать, чтобы помогать" повлиял на работников домов-интернатов?

- В рамках нашего проекта группа тренеров обучала не только детей, но и сотрудников домов-интернатов. Нельзя ждать, что ситуация изменится на следующий день. Но уже можно наблюдать позитивные сдвиги. Сотрудники все чаще называют детей по именам, интересуются их мнением, спрашивают: "а как бы ты хотел?". Выстраивается ситуация, когда в центре внимания  дома-интерната находится ребенок, а работники стараются сделать все возможное для его развития. Например, в одном из домов-интернатов дети сказали, что хотят поменять одно блюдо в меню. Они напрямую заявили об этом няне, рассказали воспитателям. Воспитатели же в ответ поговорили с сотрудниками столовой, и в итоге детям поменяли это блюдо.

"Детям с инвалидностью важно быть равными"

- В  рамках реализации проекта  "Знать, чтобы помогать" участники  ездили в Швецию, где  знакомились с реализацией прав детей с инвалидностью. Что вас больше всего впечатлило в этой поездке?

- Начнем с того, что как таковых домов-интернатов в Швеции не существует. Дети и взрослые проживают в отдельных квартирах, у них есть ассистенты. Жилье оснащено специальным оборудованием, создана безбарьерная среда. Если рождается ребенок с нарушениями, то на следующий день к родителям приходят психологи и работники социальной службы. Людям объясняют, как такому ребенку можно помочь, какие сервисы доступны, и как выстроен процесс реабилитации и дальнейшего развития. Конечно, такая помощь очень помогает. Родителям не кажется, что их жизнь закончилась. Мы были в квартире, где живет девушка с инвалидностью. Она – инвалид-колясочник и имеет проблемы с коммуникацией. Тем не менее, используя компьютер и интернет-технологии, девушка достаточно хорошо общается, имеет друзей и даже пишет статьи в местную газету. Она ведет полноценную жизнь: посещает магазины, ходит на реабилитационные процедуры, катается на лошади. И, несмотря на определенные физические способности, люди с инвалидностью в Швеции трудоустраиваются и выполняют посильную работу. Но сегодня и в Беларуси идет процесс деинституализации. Перед поступлением ребенка в дом-интернат его пытаются оставить в семье, родителям предлагают всевозможную помощь: центры коррекционно-развивающего обучения, возможность социальной передышки и так далее. Сейчас в Беларуси ребенка с инвалидностью уже не помещают в дом-интернат по одному письменному заявлению родителей.

- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы общество изменило отношение к детям с инвалидностью?

- Для этого нужно разукрупнить дома-интернаты и сделать проживание более семейным. Идеально, чтобы дети росли в семьях. Конечно, это длительный процесс, но важно, чтобы менялось и отношение в обществе. Многие до сих пор думают, что если ребенок с инвалидностью, то он ограничен в своем развитии и возможностях. Но если нарушены физические возможности, не значит, что нарушены интеллектуальные. Воспитанники домов-интернатов тоже могут жить в обществе и работать. Главное – видеть сильные стороны таких людей, смотреть, в чем раскрываются их способности. Никто из нас не застрахован от несчастных случаев. Многие люди оказались в инвалидных колясках в результате ДТП или производственных травм. Важно, чтобы люди с инвалидностью были интегрированы в общество: посещали кафе, находились на улицах. Не стоит бояться таких людей. Они не ждут жалости и особого отношения. Им важно быть равными. 

Интервью подготовлено в рамках проекта "Знать, чтобы помогать", направленного на поддержку детей с инвалидностью и реализацию их прав. "Знать, чтобы помогать" реализуется БОО "Мир без границ" совместно с министерством труда и социальной защиты при поддержке неправительственной организации "ЭРИКС партнер по развитию" (Королевство Швеция) с августа 2018 года. Проект направлен на изучение и апробацию международных стандартов мониторинга и оценки реализации прав детей с инвалидностью, новых подходов по расширению возможностей детей с инвалидностью пользоваться правами, гарантированными Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах людей с инвалидностью. Цели проекта соответствуют национальным интересам, перспективам развития, планам и стратегиям в области социальной защиты, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь.