Позиция российских НК девальвирует достижения в союзном строительстве, считают в Минске

Позиция российских нефтяных компаний, которые отказываются поставлять нефть в Беларусь без премии к цене поставки, девальвирует достижения в строительстве Союзного государства и планы по углубленной интеграции, считает аналитик государственного Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Антон Дударенок.

"Налоговый маневр и связанные с ним попытки российских нефтяных компаний воспользоваться в своих интересах частью союзнической льготы, по сути, отбрасывают назад процесс союзного строительства и проделанный нашими народами путь за последние два десятилетия", - заявил Дударенок агентству "Интерфакс-Запад", комментируя ситуацию с поставками нефтяного сырья в Беларусь.

По его мнению, принципиальный для Минска вопрос заключается в резком повышении стоимости поставок нефти из-за реализации налогового маневра в нефтяной сфере. Собеседник отметил, что президент Беларуси Александр Лукашенко заявил о намерении России поставлять нефть в республику по ценам выше мировых. "Несогласие и конфликт с Россией произошли из-за того, что от нас потребовали за нефть платить цену больше, чем мировая", - сказал Лукашенко в пятницу в Шклове.

Дударенок пояснил, что "если сопоставить цены на нефть в абсолютном выражении и не учитывать те условия, на которые наши правительства вышли в рамках договоренностей о Союзном государстве, то стоимость нефти для Беларуси превышает мировые цены, в 2019 году в среднем на $15 за тонну".

Эксперт пояснил, что в 2019 году средняя мировая цена нефти составляла порядка $450 за тонну, а экспортная пошлина на нефть - $80. Без учета экспортной пошлины цена для Беларуси должна быть $370 за тонну, но "российские нефтяники добавляли к этой цифре "свои" $15 и продавали белорусским НПЗ нефть по $385".

Он напомнил, что в связи с реализацией налогового маневра в РФ, цена поставок нефти в Беларусь выросла на $20 на тонне. Таким образом, "в новых условиях при сохранении премии для российских компаний Беларусь будет покупать нефть дороже мировой цены на $35 без учета экспортных пошлин".

Эксперт также подчеркнул, что отсутствие экспортных пошлин при поставках нефти в Беларусь "не является доброй волей нефтяных компаний – это результат интеграционных договоренностей Беларуси и России, где товары между странами-участницами перемещаются без уплаты таможенных пошлин".

По словам собеседника, традиционно нефть в Беларусь поставляли ограниченное число крупных компаний – "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Татнефть", "Зарубежнефть". "Другие компании с меньшими объемами, в соответствии с законодательством РФ, не могут получить доступ к "трубе".  Пользуясь своим исключительным правом, данные компании-поставщики диктуют свою цену, которая значительно выше, чем для соседних зарубежных стран и российских НПЗ", - подчеркнул эксперт. По его мнению, "де-факто Беларусь столкнулась с олигополическим сговором, который должен стать предметом рассмотрения антимонопольных ведомств двух стран".

Кроме того, Дударенок напомнил, что в сложившихся условиях российские нефтепереработчики находятся в более выгодных условиях по сравнению с белорусскими. "Негативные последствия налоговой реформы в российской нефтяной отрасли для них снимаются за счет компенсирующих механизмов. В первую очередь это отрицательный акциз (т.е. налоговый вычет для удержания роста цен на топливо) и демпфирующий коэффициент (или разницы между внутренними и экспортными ценами на нефть), а также некоторые другие косвенные преференции, которые сводят их предполагаемый ущерб к минимуму", - пояснил эксперт. При этом "белорусские переработчики нефти подобных инструментов, к сожалению, лишены", - констатировал он.

По его мнению, на фоне периодически возникающих конфликтов с РФ в сфере торговли энергоресурсами их альтернативный импорт для Беларуси является "жизненно важной необходимостью". "Обеспечение "подушки" энергетической безопасности позволяет любой стране избежать как последствий случайных инцидентов, так и преднамеренных экономических ловушек при покупке тех или иных критически важных ресурсов", - подчеркнул аналитик.

При этом он уверен, что "даже если закупки нефти из нескольких источников обойдутся Беларуси дороже в количественном выражении, в стратегическом отношении это более выигрышный вариант и здесь ключевым моментом является не стоимость нефти, а необходимость сохранения энергетического и политического суверенитета".

Как сообщалось, Москва и Минск не заключили соглашение об условиях поставок нефти в 2020 году, Россия с 1 января остановила поставку нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), хотя с 4 января поставки были частично возобновлены нефтяными компаниями группы "Сафмар" Михаила Гуцериева.

Белорусские власти сообщили, что предложения об импорте нефти они направили Балтийским странам, Польше, Украине, Казахстану и Азербайджану.

21 января белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что страна будет добиваться того, чтобы ввозимая из России нефть составляла 30-40% всей потребности, а по 30% нефти она должна импортировать через Балтийские страны и Украину.

В прошлом году Беларусь импортировала из РФ 17,6 млн тонн нефти.

22 января интернет-СМИ сообщили о заявлении главы компании "Лукойл" Вагита Алекперова о том, что "Лукойл" не намерен возобновлять поставки на льготных условиях и компенсировать потери Беларуси из-за налогового маневра в нефтяной отрасли.

Накануне посол РФ в Беларуси Дмитрий Мезенцев заявил, что Москва и Минск могут согласовать условия поставки энергоресурсов в ближайшее время. Он также сообщил о достижении на уровне правительств двух стран договоренности о механизме компенсации убытков белорусской стороны от поставки в апреле прошлого года из РФ загрязненной хлоридами нефти.

БИСИ создан в феврале 2019 года по решению президента Беларуси для информационно-аналитического обеспечения деятельности госорганов по стратегическим направлениям внешней и внутренней политики.