ЕЭК вернула антидемпинговую пошлину в 34,22% на украинские ж/д колеса – газета

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вернула антидемпинговую пошлину в 34,22% на украинские железнодорожные колеса, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники, знакомые с решениями ЕЭК.

Действие этой заградительной меры возобновляется со вторника, уточняет газета. Ее собеседник в комиссии отметил, что сейчас на рынке железнодорожных колес наблюдается стабилизация спроса после пика в прошлом году: "Цены в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) могут снизиться с угрозой профицита мощностей производителей Евразийского союза", - сказал он.

Антидемпинговую пошлину на цельнокатаные колеса (ЦКК) с Украины Евразийская экономическая комиссия ввела в 2018 г. после обращения Выксунского металлургического завода (ВМЗ, входит в "ОМК" Анатолия Седых) и Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК) группы Evraz Романа Абрамовича и партнеров, напоминает издание. В результате она повысилась с 4,75% до 34,22%.

Впоследствии - на фоне дефицита ЦКК - ЕЭК приостановила действие пошлины с 25 августа 2019 г. по 1 июня 2020 г. включительно. В мае комиссия опубликовала доклад, подтверждающий необходимость возвращения этой ограничительной меры. Такую же позицию заняли министерство транспорта РФ и ОАО "Российские железные дороги".

Замглавы Минтранса Владимир Токарев в мае аргументировал мнение ведомства изменением рыночной ситуации и ожиданиями профицита вместо дефицита, а также позицией Украины, которая "осуществляла последовательную политику по извлечению максимальной выгоды из негативной ситуации на российском рынке" цельнокатаных колес, пишет "Коммерсантъ".

После снятия пошлины не произошло ожидаемого снижения цены на украинские ЦКК, и с 2016 по 2019 г. стоимость без учета надбавок выросла в 3,4 раза, отмечает газета. "Можно с уверенностью сказать, что политика Украины не привела к установлению диапазона цен, выгодного российскому потребителю. Этого удалось добиться во многом за счет роста импорта из КНР и введения новых производственных мощностей на территории ЕАЭС", - утверждал Токарев.

Кроме того, добавляет издание, чиновник указывал на "шаги по недопущению замещения украинского импорта на территорию РФ путем административных механизмов", имея в виду запрет на допуск к ж/д инфраструктуре Украины вагонов с колесными парами китайского производства тех производителей, которые поставляют колеса в Россию, - Taiyuan Heavy Industry и Maanshan Iron & Steel. РФ уведомили о запрете 6 мая, с 8 мая РЖД запретили подачу под погрузку и прием вагонов, укомплектованных этими колесами и следующими на Украину или транзитом через нее.

"В действиях Украины усматривается нарушение правил Всемирной торговой организации, о чем уже были проинформированы китайские партнеры", - писал чиновник, добавляя, что министерство экономического развития РФ по запросу Минтранса проверяет соответствие действий Украины ее международно-правовым обязательствам в сфере торговли, отмечает "Коммерсантъ".

Против возвращения пошлины выступали владельцы грузовых вагонов, напоминает газета. Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) отмечал, что стоимость ЦКК по-прежнему держатся на высоком уровне, превышая уровень 2015 г. почти в 3 раза (65 тыс. руб.). Решение вернуть пошлину приведет лишь к поддержанию завышенных цен на "цельнокат" и даже их дальнейшему росту на рынке РФ, что недопустимо "в условиях глубокого кризиса, падения объемов грузовых железнодорожных перевозок", производства продукции транспортного машиностроения, "выручки и финансовой стабильности грузовладельцев и транспортных компаний".