Лукашенко призвал использовать в Беларуси опыт РФ в сфере администрирования налогов

Президент Беларуси Александр Лукашенко считает возможным использовать российский опыт администрирования налогов при подготовке новой редакции Налогового кодекса республики.

"Премьер России (премьер-министр РФ Михаил Мишустин - ИФ) - он лично занимался этим вопросом, вы (руководство министерства по налогам и сборам Беларуси - ИФ) постоянно в контакте - предложил нам посмотреть налоговую систему Российской Федерации. Она подается чуть ли не самой совершенной", - сказал Лукашенко, принимая в понедельник министра по налогам и сборам Сергея Наливайко и главу Минфина Юрия Селиверстова.

Президента цитирует госагентство "БелТА".

"Но если они (Россия - ИФ) где-то продвинулись дальше нас, допустим в администрировании налогов, нам не надо бояться задействовать то, что они имеют. Тем более нам бесплатно это передают - программное обеспечение и прочее. Для того, чтобы упростить цифровизацию и сделать прозрачными налоги, чтобы извлекаемость была близка к 100%", - заявил Лукашенко.

Как передает госагентство, на встрече обсуждалось развитие национальной налоговой системы.

По словам Лукашенко, "у нас относительно неплохой Налоговый кодекс, но ничего совершенного не бывает, но к этому совершенству надо постоянно двигаться".

В связи с этим он поручил "освежить Налоговый кодекс так же, как недавно были обновлены Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях". "Правительство и другие структуры будут над этим работать, но я беру на контроль этот вопрос", - добавил Лукашенко.

По данным министерства по налогам и сборам Беларуси, при подготовке новой редакции Налогового кодекса речь идет о цифровизации системы учета доходов и расходов населения. При этом предусматривается сокращение отчетности, расширение использования электронных сервисов.

Как сообщалось, в июле этого года МНС Беларуси проинформировало госорганы, что правительство России активизировало предложения по переводу информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на цифровые платформы Российской Федерации. При этом МНС подчеркивало сопутствующие риски для национальной налоговой системы.

"С 2019 года правительство Российской Федерации активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Республике Беларусь в сфере фискального контроля, на цифровые платформы Российской Федерации. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров. (. . .) В настоящее время давление с российской стороны усилилось, в связи с чем необходимо еще раз всесторонне оценить ситуацию на основе мнения всех заинтересованных и информировать правительство Республики Беларусь", - говорилось в письме МНС.

В МНС констатируют наличие ряда критических рисков, которые несет в себе перевод национальных информационных систем на зарубежные программно-аппаратные платформы. Отмечается, что данный вопрос обсуждался на площадках Союзного государства и Евразийской экономической комиссии. Белорусская сторона не соглашалась с предложениями России.

Среди основных угроз перехода на российскую цифровую систему фискального контроля называется получение российским правительством коммерческой информации о финансово-хозяйственной деятельности белорусских компаний на основе доступа к информации по всей цепочке движения товаров, в том числе об объемах ввоза и экспорта товаров, участниках оборота, формировании добавленной стоимости и уровне маржинальности.

Кроме того, в МНС опасаются, что может появиться возможность "технической блокировки "нежелательных" белорусских участников рынка". Наряду с иными рисками выделяется "невозможность в течение как минимум двух лет восстановления и запуска национальных систем, выполняющих аналогичные функции" и необходимость внесения изменений в порядок ведения бухгалтерского и налогового учета.

При этом министерство отмечало, что действующими в рамках ЕАЭС соглашениями о маркировке товаров средствами идентификации и механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, не предусмотрена обязанность использования единых информационных систем.