Первые поставки белорусских нефтепродуктов через порты РФ ожидаются в марте

Начало поставок белорусских нефтепродуктов в российских портах ожидается в марте 2021 года, сообщил журналистам статс-секретарь - заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев.

"Март у нас заявлен и обозначен в распоряжении правительства РФ и уже подписанном соглашении. Март - грузы пойдут", - сказал он, отвечая на вопрос о сроках начала поставки.

"Сейчас идёт обсуждение "Петербургского нефтяного терминала", знаю, что Усть-Луга обсуждает вопрос с оператором, назначенным оператором железнодорожным "Атлантом", и, соответственно (идёт обсуждение -ИФ) с "Белорусской нефтяной компанией", "Новой нефтяной компанией" как представителями грузоотправителя", - добавил Зверев.

"Два министра (транспорта РФ и Беларуси - ИФ) поставили нам задачу, чтобы первые договоры уже были подписаны сегодня. Думаю, что в течение ближайшего времени будут подписаны все, это теперь уже предусмотрено действующим соглашением, которое вступило в силу", - сообщил Зверев.

Россия и Беларусь в пятницу подписали соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах. Соглашение предусматривает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн мазута, бензина и масла в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах.

Такой же объем в размере 9,836 млн тонн грузов в 2021-2023 годах указан в опубликованном ранее проекте соглашения по перевалке белорусских нефтепродуктов через порты РФ. В приложении к проекту также указаны предполагаемые объемы и номенклатура перевозки грузов по ж/д маршрутам.

Так, отправки мазута на ж/д станцию Автово (обслуживает Большой порт Санкт-Петербург) с белорусской станции Барбаров, рядом с которой находится Мозырский нефтеперерабатывающий завод в 2021-2023 годах могут составить 2,9 млн тонн, из них порядка 1,4 млн тонн может быть перевезено в текущем году.

На маршруте Барбаров - ст. Лужская (порт Усть-Луга, Ленинградская область) заявленный объем перевозок газойля за три года составляет 396 тыс. тонн, из них 166 тыс. тонн в 2021 году. Перевозки газойля на маршруте Новополоцк - ст. Лужская за три года могут составить 1,3 млн тонн, объем перевозки в 2021 году составляет 438 тыс. тонн. В близи станции Новополоцк находится "Новополоцкий НПЗ".

Отправки бензина на маршруте Барбаров - Лужская в 2021-2023 годах планируются в объеме 4,3 млн тонн (1,2 млн тонн в 2021 году). Предполагается, что отгрузки масла из Новополоцка в адрес Автово за три года достигнут 962 тыс. тонн (342 тыс. тонн в текущем году).

Общий объем перевозки белорусских нефтепродуктов в 2021 году может составить 3,522 млн тонн, в 2022 году - 3,187 млн тонн, в 2023 году - 3,127 млн тонн.

По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, в 2021 году Беларусь перевалит не менее 2 млн тонн нефтепродуктов через российские порты. "По нашей договоренности на текущий год мы определили 3,5 млн тонн из них, учитывая, что год уже стартовал - около 2 млн тонн (минимально гарантированный белорусской стороной объем - ИФ) мы готовы перевезти вместе с белорусскими партнерами", - сказал в пятницу Савельев.

Отвечая на вопрос о стоимости перевалки белорусских нефтепродуктов в портах РФ по сравнению с Прибалтикой, Савельев отметил, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов, ниже, чем была при перевалке через прибалтийские порты. Российские стивидоры, трейдеры и перевозчики пошли на существенные скидки исходя из тех объемов, которые предложила белорусская сторона, отметил Савельев.

По словам министра транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко, подписанное соглашение обеспечит паритет цен. "Абсолютный паритет цен с портами Прибалтики, что безусловно взаимовыгодно для наших обеих стран для реализации этих проектов", - сказал Авраменко.

Операторы морских портовых терминалов Ленинградской области и Санкт-Петербурга ранее подтвердили готовность перевалки данных нефтепродуктов и предоставление скидок при условии заключения долгосрочных договоров, исходя из планируемого объема нефтепродуктов.

Как сообщалось, соглашение предусматривает заключение контрактов по принципу "бери или плати" (take-or-pay). В случае, если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем.

Годовые объемы перевозок грузов будут определены на основании заключенных между сторонами контрактов, при этом по решению совместной комиссии предусматривается возможность пересмотра объемов и номенклатуры грузов.