Клайпедский порт: потеря белорусских удобрений станет вызовом, убытки будут большими

Клайпедский порт, через который в настоящее время идут основные экспортные поставки белорусских удобрений, пока не может оценить финансовые потери, в случае переориентации этого грузопотока на российский порт Усть-Луга, но ожидает, что убытки будут большими.

"Несомненно, если построенный в Усть-Луге новый терминал удобрений будет предназначен для груза, который сегодня переваливается через Клайпедский порт, то убыток будет большим. Одних только белорусских грузов в Клайпеде переваливают около трети, а основная их часть является насыпными грузами, которые вероятно, могут переваливаться в порту Усть-Луга", - сказал агентству BNS глава дирекции Клайпедского порта Альгис Латакас.

В настоящее время крупнейший порт Литвы ежегодно переваливает около 10 млн тонн белорусских удобрений. Потеря этих грузов станет вызовом.

"Пока трудно сказать, как это могло бы повлиять на белорусские грузы в будущем, все же этот терминал (Усть-Луга - ИФ) очень далеко, экономически это будет точно невыгодно, железная дорога должна получать дотации, прочие вещи. Но речь об этом, я бы сказал, идет уже некоторое время", - добавил он.

Белорусский производитель удобрений "Беларуськалий" владеет 30% акций одного из крупнейших терминалов Клайпедского порта Biriu kroviniu terminalas. Остальные акции принадлежат местному предпринимателю Игорю Удовицкому.

Удовицкий в начале марта сообщал BNS, что Biriu kroviniu terminalas в 2020 году увеличил объемы перевалки на 800 тыс. тонн, и в этом году намерен по-прежнему увеличивать перевалку, у него есть планы расширения бизнеса. Ранее руководство Biriu kroviniu terminalas сообщало, что мощности терминала планируется увеличить до 16 млн тонн в год.

Латакас напомнил, что Россия в последние годы стремится переориентировать собственные грузы и грузы других стран на свои терминалы. Объемы российских грузов в Клайпеде сокращаются, поэтому идет поиск альтернатив. В районе 2000 года российские грузы, особенно металлы, были основными в Клайпедском порту, однако с годами объемы их перевалки сократились, но их место заняли другие, отметил глава дирекции.

Как сообщалось ранее, Федеральное агентство морского и речного транспорта обсуждает вопрос создания в Усть-Луге терминала для перевалки белорусских удобрений, но площадка под него пока не выбрана. Росморречфлот ожидает, что место расположения будущего терминала и его мощность будут определены к лету.

Россия и Беларусь в феврале подписали соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в российских портах. Соглашение предусматривает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн мазута, бензина и масла в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах.

Вопрос об организации перевалки белорусских удобрений через порты РФ требует более детальной проработки, стороны пока хотят опробовать маршруты на примере нефтепродуктов, сообщал после подписания министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Авраменко.