15.11.2019 12:35
Мнение

Для введения в РФ маркировки "молочки" выбран поспешный и небрежный подход – Союзмолоко

В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) считают, для введения в России маркировки молочной продукции, которая в обязательном порядке должна начаться с 1 июня 2020 года, выбран небрежный и поспешный подход.

"У отрасли вызывает недоумение, почему столь небрежный и поспешный подход к введению маркировки был выбран именно для молочной промышленности. Молочная отрасль является одной из самых сложных отраслей в производстве и логистике, с короткими сроками годности продукта, сотнями форматов упаковки и более чем двумя тысячами заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года", - заявил генеральный директор союза Артем Белов, процитированный в сообщении Союзмолоко.

Как сообщалось, правительство издало распоряжение, в соответствии с которым с 1 июня 2020 года вводится обязательная маркировка молочной продукции. Реализация немаркированной продукции разрешается до 1 декабря 2020 года. При этом постановлением правительства от 29 июня 2019 года предусмотрено проведение эксперимента, по результатам которого должен быть определен срок введения маркировки.

Союзмолоко считает недопустимым введение обязательной маркировки молочных продуктов до проведения оценки целесообразности ее применения для этой категории продукции. "Такая мера, как введение обязательной маркировки всех категорий молочных продуктов, имеет серьезное экономическое влияние на участников рынка и требует от бизнеса огромных затрат, - подчеркивается в сообщении. - При внесении подобных изменений, затрагивающих всех участников индустрии, государством предусмотрено проведение оценки регулирующего воздействия. Однако решение о введении маркировки в отрасли было принято в форме распоряжения правительства, чтобы избежать такой процедуры".

"Принятие методических рекомендаций для проведения эксперимента является обязательным, однако подписание документа состоялось лишь в середине ноября 2019 года - через четыре месяца после условного начала тестирования. Все предложения бизнес-сообщества, ранее внесенные в проект рекомендаций, из итоговой версии были исключены, - сообщает Союзмолоко. - Предложенные в методических рекомендациях варианты интеграции системы маркировки кодами data-matrix и ФГИС "Меркурий" не позволят бизнесу избежать дополнительных затрат".

При этом подписанный документ в целом не подразумевает, что затраты бизнеса будут сопоставлены с полученной от введения маркировки молочной продукции выгодой. Таким образом, экономическая целесообразность введения системы оценена вообще не будет. Необходимость проведения такого анализа закреплена правовыми актами РФ и Евразийского экономического союза, но все они были проигнорированы, уточняет союз.

Союзмолоко сообщает, что в заявленном эксперименте по маркировке молочной продукции не принимают участие крупнейшие российские предприятия, а список участников держится в строжайшем секрете от общественности. "Надежность результатов такого эксперимента вызывает серьезные сомнения", - считают в союзе.

Союзмолоко не раз указывало, что нововведение потребует от отрасли 25 млрд рублей капитальных затрат на покупку оборудования для нанесения маркировки, а также ежегодных затрат на покупку кода для каждой упаковки продукции в 20 млрд рублей без НДС. При этом доля контрафактной продукции, произведенной с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку, на молочном рынке составляет 0,01%, или несколько сотен миллионов рублей.

"В то же время со стороны оператора системы ("Оператор-ЦРПТ" - ИФ) ни разу не были представлены расчеты по комплексным затратам и потенциальной выгоде государства, - говорится в сообщении. - Таким образом решение о многомиллиардных затратах для тысяч предприятий молочной отрасли принималось без учета мнения бизнеса и с нарушением законодательных норм".

По мнению союза, введение обязательной маркировки является избыточной, затратной и неэффективной мерой, задачи которой уже решаются введенной в 2019 году для всей отрасли системой "Меркурий". "Такие действия противоречат не только проводимой государством политики "регуляторной гильотины" и "трансформации делового климата", но и препятствуют достижению отраслью стратегической задачи самообеспечения и выхода на внешние рынки", - подчеркивает Союзмолоко.

Между тем, как сообщил "Интерфаксу" заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, ЦРПТ, являясь партнёром государства, создаёт систему цифровой маркировки и прослеживания за частные средства и в соответствии с соглашением ГЧП.

По его словам, ни в одной из отраслей, где маркировка уже внедрена, не произошло роста цен, снижения ассортимента или опустения полок, не зафиксировано проблем как крупного, так и малого, и среднего бизнеса. "Как правило, с такими прогнозами в публичное поле выходят организации и союзы, которые базируются на некорректных исходных данных. Озвучиваемые оценки затрат, которые мы иногда слышим в различных отраслях, завышены в десятки иногда даже в сотни раз", - сказал он.

Юсупов также сообщил, что в молочной отрасли уже найдено типографское решение печати кодов, которое вообще не потребует затрат на дооснащение производственных линий печатающим оборудованием, а отработанные на других индустриях решения, в том числе для ритейла, снимают нагрузку по работе с маркировкой для остальных звеньев.

"Кроме того, по просьбе отрасли удалось найти решение для интеграции системы маркировки с "Меркурием", чтобы избежать дублирования операций. Благодаря этому компании смогут работать с цифровыми кодами в привычном для них интерфейсе или на объединенной веб-платформе для обеих систем", - заявил Юсупов.

Национальный союз производителей молока создан 2008 году. Он объединяет около 200 компаний, которые производят молоко и молочную продукцию, а также технику, технологии и готовые решения для ферм, корма, упаковочные материалы и ветеринарные препараты для отрасли. Членами союза являются такие лидеры индустрии, как "ЭкоНива", "Агропромкомплектация", "Молвест", "КОМОС Групп", Valio, Hochand, Danone, "Вимм-Билль-Данн", Campina, концерн "Детскосельский" "ЭФКО", "Слактис", OLAM, "Дамате" и другие.

ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) является совместным проектом USM Holding (50%), ГК Ростех (25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%). "Оператор-ЦРПТ", дочерняя компания центра, назначена оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.