26.04.2012 10:36
В мире

Сооружение объекта "Укрытие" должно завершиться до осени 2015 года - ЕБРР

Начальник управления ядерной безопасности Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Винс Новак в интервью агентству "Интерфакс-Украина" подтвердил, что озвученные ранее сроки завершения строительства - до осени 2015 года - остаются в силе.

Вопрос: Сколько выделено средств в Чернобыльский фонд "Укрытие" и фонд "Счет ядерной безопасности"?

Ответ: В прошлом году доноры совместно с ЕБРР выделили 740 млн евро на обе программы. Из них 550 млн евро было выделено странами-донорами для чернобыльского фонда "Укрытие" и фонда "Счет ядерной безопасности". Плюс к этим средствам совет управляющих ЕБРР утвердил выделение 190 млн евро на строительство нового безопасного конфайнмента (НБК) и хранилища отработавшего ядерного топлива (ХОЯТ-2). Выделенные средства покрывают оценку стоимости по этим направлениям.

Вопрос: Какова стоимость сооружения НБК (объект "Укрытие" на разрушенном блоке Чернобыльской АЭС) и ХОЯТ-2?

Ответ: Стоимость сооружения НБК составляет более 950 млн евро. Контракт на поставку и установку оборудования по ХОЯТ-2, подписанный в феврале 2011 года, был на сумму 255 млн евро.

Вопрос: Заложена ли опция увеличения стоимости оборудования и выполнения работ по обоим проектам или эти суммы можно считать окончательными?

Ответ: Есть риски увеличения цен, связанные с риском валютных колебаний. Но в стоимости контракта (с компанией Holtec International - ИФ) на строительство ХОЯТ-2 в какой-то степени эти риски заложены и учтены. По НБК риски лежат на генеральном подрядчике в лице концерна Novarka и поскольку они несут эти риски, то, соответственно, должны быть заинтересованы закончить этот проект в отведенные сроки и в рамках установленного бюджета.

Вопрос: Ранее было заявлено, что сооружение объекта "Укрытие" на Чернобыльской АЭС должно завершиться осенью 2015 года? Эти сроки остаются в силе?

Ответ: Этот срок отражен в дополнительном соглашении к контракту с Novarka, которое было подписан в сентябре 2011 года, и по состоянию на сегодня Novarka должна завершить необходимые работы до осени 2015 года.

Вопрос: Предусматривает ли контракт с Novarka штрафные санкции за невыполнение работ в оговоренные сроки?

Ответ: Да.

Вопрос: Довольны ли в ЕБРР сложившимися отношениями с украинским правительством в рамках реализации этих проектов? Есть какие-то неразрешенные вопросы и шероховатости?

Ответ: По факту у нас нет проблем во взаимоотношениях с правительством Украины. Оно должно играть, и играет важную роль в обеспечении создания необходимых условий для успешной реализации этих проектов.

В проектах такого рода, которые являются уникальными и не реализовывались ранее, всегда неизбежно будут возникать какие-то моменты, которые требуют оперативного вмешательства и каких-то немедленных действий. Такие вещи и моменты возникают всегда и по состоянию на сегодня есть ряд вопросов, которые еще необходимо решить. Мы ждем участия правительства Украины в их решении с тем, чтобы эти проекты не выбивались из графика, и не увеличивалась их стоимость.

Вопрос: О каких вопросах, которые еще не урегулированы окончательно идет речь?

Ответ: В частности, у нас сейчас идет диалог относительно того, как обеспечить понятную и эффективную процедуру освобождения от уплаты НДС украинских субподрядчиков по этому проекту. Это очень важный момент, потому что потенциальный риск в случае нерешения этого вопроса очень высок.

Второй момент, который в настоящее время обсуждается и решается, - это применение новых украинских норм и стандартов к тем проектным решениям, которые были разработаны и подготовлены до их принятия. В то же время важно защитить чернобыльскую программу и проекты от негативных последствий таких изменений и их влияние на стоимость проектов.

Через полгода могут возникнуть и какие-то другие вопросы. Поэтому очень важно, чтобы со стороны Украины и ее правительства было постоянное внимание и сфокусированность на решении этих задач.

У нас осталось три года и за это время необходимо построить, по сути, самый большой надвижной объект и очень важно, чтобы в течение этого периода была какая-то стабильность не только в отношении норм и стандартов по проектной части, но и по самим процедурам строительства. Внесение постоянных изменений будет стоить дополнительных денег и, естественно, будет приводить к задержкам при реализации проекта.

Объект "Укрытие" будет представлять собой сооружение в форме арки высотой 105 метров, длиной 150 метров и шириной 260 метров. После возведения он будет надвинут на четвертый блок ЧАЭС, над которым сейчас находится саркофаг.

Под все работы, связанные с мероприятиями на Чернобыльской АЭС, было создано два фонда: Чернобыльский фонд "Укрытие" и Фонд "Счет ядерной безопасности", из которого, в том числе, должны финансироваться мероприятия по строительству хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2).

Вопрос: Будет ли ЕБРР контролировать прозрачность тендерных закупок, чтобы не было, допустим, завышения цен при приобретении материалов и оборудования, и в целом осуществлять контроль над расходованием средств?

Ответ: Здесь необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, в прошлом году ЕБРР провел независимое исследование третьей стороной относительно процедур закупок. При этом такая инициатива исходила не из нашего департамента ядерной безопасности, который я представляю, а из самого верха в ЕБРР. По результатам этого отчета проведение закупок группой управления проектом оценено как "очень хорошо", это один из лучших отчетов.

Ведется пристальный контроль над тем, что происходит. И не только контроль над закупками и выборкой средств на повседневной основе, но также контроль выполнения работ в соответствии с графиком и в пределах имеющегося бюджета. Хотя на реализацию проектов выделено достаточно средства, тем не менее, зазоры при их использовании очень небольшие, поэтому важно все удерживать в рамках бюджета и в соответствии с графиком. Кроме того, у нас есть возможности подключить дополнительные функции мониторинга.

Вопрос: Помимо чернобыльских проектов ЕБРР также сотрудничает с украинским НАЭК "Энергоатом". В настоящее время банк рассматривает возможность выделения госкомпании значительных кредитных средств под реализацию программы повышения уровня безопасности действующих энергоблоков АЭС Украины. Какова Ваша оценка реализации такой программы?

Ответ: Я не могу не напомнить об уже реализованной программе по повышению безопасности второго энергоблока Хмельницкой АЭС и четвертого блока Ривненской АЭС. Я считаю, что это был отличный опыт и отлично реализованная программа. Стоит отметить, что меры по повышению безопасности на блоках других станций упоминались в кредитном соглашении по Х2/Р4 в качестве одного из ковенантов (договорное обязательство на совершение определенных действий - ИФ), поэтому данная программа на наш взгляд является очень логичным продолжением того что уже сделано.

Сейчас между ЕБРР, Еврокомиссией и "Энергоатомом" идет тесное взаимодействие, проводятся предпроектные исследования, готовятся различные оценки и материалы, получаются необходимые разрешения. Мы ожидаем, что вопрос финансирования этого проекта будет вынесен на рассмотрение совета директоров ЕБРР осенью 2012 года