Россия и Беларусь продолжат переговоры по нефтяному вопросу

Россия и Беларусь продолжат переговоры по нефтяному вопросу, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, по итогам встречи накануне в Москве исполняющего обязанности вице-премьера РФ Дмитрия Козака и белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко.

На данный момент основной проблемой между сторонами в нефтяной сфере является отсутствие с 1 января контрактов на поставку нефти из РФ на НПЗ Беларуси, один из которых (Мозырский НПЗ - ИФ) частично принадлежит двум российским нефтяным компаниям - "Роснефти" и "Газпром нефти".

По информации источников на нефтяном рынке, стороны так и не сумели разрешить разногласия по цене на сырье. Так, белорусская сторона добивалась отмены премии к цене беспошлинных поставок нефти в Беларусь, мотивируя это удорожанием сырья в связи с реализацией в РФ налогового маневра в нефтяной сфере. Российские же компании предлагали сохранить условия 2019 года, ведь, по данным "Белнефтехима", в настоящее время цена нефти из РФ для республики и так составляет 83% от мировой цены на нефть.

Российские чиновники настаивали на том, что вопрос цены российской нефти - коммерческий, и правительство не может в него вмешиваться, потому что отрасль работает по рыночным условиям, а цены на "черное золото" не регулируются.

Временным решением проблемы стало заключение контракта компаниями бизнесмена Михаила Гуцериева - "Русснефтью" и "Нефтисой" - на 133 тыс. тонн нефти для Новополоцкого НПЗ. Ожидается, что в ближайшее время небольшой объем сырья придет и на Мозырский завод. Однако дальнейшие поставки по-прежнему остаются под вопросом, хотя в индикативном балансе двух стран указаны 23,5 млн тонн в 2020 году. При этом, по сообщению двух сторон, транзит нефти в Европу по нефтепроводу "Дружба" через Беларусь идет без ограничений.

Кроме того, Беларусь еще до конца года 2019 года планировала выработать совместно с РФ решение по вопросу компенсации потерь из-за весеннего форс-мажора на нефтепроводе "Дружба".

На фоне продолжающихся дискуссий белорусская сторона неоднократно пыталась поднять тарифы на транзит по МН "Дружба", а также в январе заявила о вводе экологического налога на предприятия, осуществляющие транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики. Плательщиками налога являются белорусские предприятия "Гомельтранснефть Дружба" (оператор МН "Дружба") и "Запад Транснефтепродукт" ("дочка" российского "Транснефтеппродукта"). Минфин ожидает поступления налога в 2020 году на $100 млн.