Минобороны: пилоты отказались катапультироваться, продолжая бороться за самолет

Пилоты разбившегося 19 мая под Барановичами учебного ЯК-130 не катапультировались и до последнего боролись за спасение самолета, сообщили в министерстве обороны Беларуси по итогам расшифровки черных ящиков.

"По предварительным, первым результатам расшифровки этих черных ящиков уже достоверно могу сказать: первое – аварийная ситуация произошла в горизонтальном полете самолета Як-130 над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полетов об отказе системы управления, что подтверждается материалами объективного контроля черных ящиков", - рассказал командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси Игорь Голуб. 

"В данной ситуации, согласно требованию руководящих документов, а именно Руководства по летной эксплуатации самолета Як-130, экипаж обязан был покинуть самолет – катапультироваться. Руководитель полетов не менее 10 раз в эфир подал команду "Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!". В это время самолет перешел в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться влево, т.е. в сторону города. Экипаж не покинул самолет, продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления", - отметил он.

 По словам Голуба, резервная система позволила стабилизировать только направление полета и экипажу удавалось изменять направление полета, но не высоту, которая продолжала интенсивно падать. 

 "Как показывают средства объективного контроля, от момента создания аварийной ситуации до падения самолета в точку прошло чуть более минуты", - сказал представитель Минобороны.

 "В этих условиях неимоверными усилиями на высоте порядка где-то пятидесяти (более точно, мы расшифруем, будет доложено после окончания расследования уже председателем государственной комиссии), на высоте где-то около пятидесяти метров экипажу удалось выровнять, стабилизировать направление полета неимоверными усилиями и направить самолет именно в ту единственную точку, которая была вне жилых построек", - продолжил Голуб.

"К сожалению, уже перед гарантированным падением в эту точку, экипажу не хватило высоты для принятия решения и безопасно покинуть самолет. По данным бортовых самописцев на текущий момент мы видим, что экипаж управлял и воздействовал на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяют направление полета до момента касания земли", - сказал командующий ВВС и войсками ПВО.

По его словам, экипаж до конца выполнял свой воинский долг, спасая жизни людей ценой собственной жизни.

Як-130 Лидской штурмовой авиабазы в среду потерпел катастрофу при выполнении учебно-тренировочного полета под Барановичами. Погибли двое находившихся на борту летчиков. Это командир звена учебно-боевой эскадрильи 116-й шаб майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куканенко - летчик звена учебно-боевой эскадрильи.

При падении самолета пострадал один местный житель (у него перелом предплечья), повреждены три многоквартирных и два индивидуальных дома, а также четыре автомобиль.

Из-за крушения в Барановичах отменили праздничные мероприятия по случаю 150-летия города.