04.09.2020 09:03
Психология

Учимся учиться: как помочь ребенку адаптироваться к школе

Некоторые дети с нетерпением ждут начала нового учебного года, тем не менее, и для них каждый сентябрь становится довольно стрессовым и напряженным периодом. Особенно сложно приходится первоклассникам, ведь с наступлением 1 сентября резко меняется их место в системе общественных отношений, меняется весь уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка, а на смену привычным играм и забавам приходят учебные занятия и обязательства. Сложнее всего объяснить ребенку, что теперь он не может погружаться в развлечения в любое время.

Психологи выделяют три кризисных периода в жизни школьников: поступление в 1 класс, переход из младшей школы в среднюю (5 класс), переход из средней в старшую (10 класс). Сложнее всего работать с теми, кто впервые пошел в школу, так как таких ребят ждет кардинальная смена образа жизни и обстановки.

дети2.jpg

Первый раз в первый класс

Как отмечают психологи, поход в 1 класс как раз приходится на «кризис 7 лет». Иногда этот возраст называют периодом «смены молочных зубов», «вытягиванием роста». Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится «непонятным», и все это совпадает с началом школьного обучения.

Итак, на что же следует обратить внимание в первую очередь, чтобы помочь организму ребенка перестроиться от режима дня в детском саду на режим школьника?

·         Новая школьная обстановка ожидает от ребенка настроенности на получение знаний, серьезности и ответственности. Очевидно, что в 1 классе не все малыши мыслят глобально и понимают, что их успехи в учебе могут значительно повлиять на их будущую жизнь и карьеру. Прежняя детсадовская модель поведения вытесняется, а новые формы поведения ребенок еще не успел освоить, поэтому могут возникать конфликты и недоразумения как с родителями, так и с учителями и одноклассниками. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно весь урок и не разговаривать с соседом по парте? Почему нельзя бегать и играть с игрушками? После детского сада новая жизнь кажется утомительной и неинтересной.

·         Школьная дисциплина требует большего напряжения и самоконтроля, отчего ребенок может испытывать стресс и тревогу. Резко меняется характер деятельности – если раньше основной формой взаимодействия была игра, то теперь это учеба, а успехи ребенка оцениваются преподавателем. Да и сами по себе умственные нагрузки уже являются стрессовыми для малыша.

Многие родители согласятся, что самое трудное, с чем могут столкнуться ребята, начиная уже со второго класса, – это домашние задания. Во-первых, некоторых детей и вовсе сложно заставить их выполнять, во-вторых, мамы и папы не до конца уверены, стоит ли приучать ребенка к совместному выполнению домашних работ. Психологи убеждены: делать задания за ребенка или вместе с ним не стоит, иначе вам придется делать это в течение следующих 10 лет. Ответственность родителей состоит лишь в том, чтобы обеспечить ребенку условия, возможность делать домашнее задание, создать систему. Задача ребенка заключается в использовании этой системы. Обговорите с малышом интервалы и длительность перерыва, а также время начала выполнения домашнего задания. Например, вы можете предложить следующее: «Если ты хочешь посмотреть мультфильм или поиграть с друзьями во дворе, выполни перед этим домашнее задание. Ты можешь начать в 14.00 и делать перерывы на 15 минут каждые полчаса. Если не будешь отвлекаться, ты выполнишь все задания быстро, и у тебя останется время для развлечений, договорились?». Важно правильно мотивировать ребенка на своевременное и качественное выполнение уроков. Если у него возникли трудности с пониманием какого-либо предмета, помогите ему самому найти ответ на свой вопрос, в крайнем случае – помогайте в разумных пределах, а не выполняйте все задание за ребенка.

Помимо нагрузок и смены режима дня, ребенок вынужден адаптироваться в новом коллективе сверстников, что не всегда происходит быстро и успешно. Конфликты с одноклассниками могут отбить у малыша желание учиться и посещать школу вообще. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Нельзя упрекать ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу». Помните, что только так дети устанавливают контакты и зарабатывают себе определенный статус в классе. Но при этом, конечно, нужно внимательно следить за тем, с кем общается ваш ребенок.

Как помочь ребенку и понять, что адаптация прошла успешно?

·         В первые дни учебы помогите ребенку поверить в свои силы, подбадривайте его и не позволяйте грустить.

·         Интересуйтесь его делами, задавайте вопросы об успехах и достижениях.

·         Поощряйте малыша за успехи, но не критикуйте, если он принес из школы плохую отметку или не выполнил определенное задание.

·         Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими, так только можно создать почву для развития комплексов и зависти.

·         Если ребенок приходит домой в хорошем настроении и с энтузиазмом рассказывает о своих друзьях, новых знаниях и достижениях – значит, адаптация прошла успешно

·         Если малыш легко справляется с домашним заданием, проявляет интерес к новым знаниям и открытиям, можно похвалить и себя, и ребенка – это хороший знак.

·         Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Чего стоит избегать? Как вовремя обнаружить признаки дезадаптации?

Не стоит усложнять жизнь малышу: многочисленные кружки и секции будут лишними в начальной школе, особенно для первоклассников. Достаточно выбрать одно занятие по интересам. Школьная программа рассчитана с учетом возможностей и потребностей малышей, так что дополнительная нагрузка им точно не нужна.

Постарайтесь не доставлять ребенку эмоциональных потрясений и не возлагайте на него новые обязанности. Например, не стоит резко требовать от него мыть посуду и вытирать пыль в своей комнате.

Если вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром, жалуется на одноклассников и на требования учителя – это плохой знак.

Признаками дезадаптации также считаются отказы ребенка посещать школу, выполнять домашнее задание, капризы, сопротивление и конфликты с одноклассниками.

В таких ситуациях нужно незамедлительно поговорить с учителем, а также обратиться к психологам.

Как помочь ребенку при переходе в среднюю школу?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы и даже самооценка ребенка – ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Ребятам важно привыкнуть к разнообразным подходам и требованиям всех учителей, научиться взаимодействовать с ними и подстраиваться под их систему.

Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал новому классному руководителю об особенностях того или иного ребенка. Если этого не произошло, родителям необходимо познакомиться со всеми предметниками и заранее выяснить круг вопросов, которые будут вызывать у ребенка трудности во время учебного года.

Психологи убеждены, что переход в 5 класс – событие достаточное стрессовое в жизни каждого ребенка. Сейчас дети привыкают смотреть на себя глазами разных преподавателей и выделять свои сильные и слабые стороны. Возможно резкое снижение успеваемости. Нам кажется, что ребенок скатился на «тройки» и его ничего больше не волнует, кроме компании и развлечений. Присмотритесь к ребенку внимательнее, ведь именно сейчас начинается всем известный подростковый возраст.

Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане. Если раньше существовали только родители, одноклассники, учитель и домашние задания, то теперь ребенок стремиться заявить о себе за порогом школы. Важно познакомиться с друзьями вашего ребенка, узнать, каким образом они проводят свободное время вместе. Выясните, что интересно вашему подростку и его друзьям, в какой системе ценностей они живут.

Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. А конфликты с подростком по поводу очередной «двойки» уж точно не сделают из него отличника и не поднимут его самооценку.

В 10-11 лет ребята стремятся к самостоятельности и свободе. Нередки случаи, когда из-за плохого контроля со стороны родителей они попадают в неприятные ситуации, пробуют алкоголь, курение и наркотики в кругу плохой компании. Конечно, все это надо пресекать. Свободу и самостоятельность ребенок может найти в другом: поговорите с ним и предложите записаться в спортивную секцию, кружок танцев или рисования. Так у подростка появится поле для самореализации, а также любимое занятие, не навязанное школой и родителями.

дети3.jpg

Уже старшеклассник

Если вашему ребенку придется перейти в другую школу с конкурсным набором - лицей, гимназию или колледж, то для вас будут актуальны все советы, которые даны для родителей первоклассников. Если же он просто переходит в 10 класс в своей школе, то процесс адаптации к новому статусу произойдет значительно легче.

В этом возрасте некоторые родители и учителя ожидают от старшеклассников более-менее четкого профессионального самоопределения и даже выбора нескольких вузов, куда он планирует поступить. Однако психологи уверены, что выбор профессии - это развивающийся процесс, который проходит в течение длительного периода, а старшеклассники часто выбирают профессию неосознанно и принимают решение о предпочитаемой области будущей трудовой деятельности под влиянием момента. Следовательно, они явно дифференцируют предметы на "полезные" и "ненужные", что вызывает игнорирование последних. Важно понимать, что ребенок в любой момент времени может передумать, поэтому необходимо ко всем предметам в школьной программе относиться с должным вниманием.

Если вы заметили у ребенка способности и интерес к определенной области, всеми силами помогите ему углубить свои знания в ней. Важно помнить, что лучше поздно переориентировать ребенка, чем смириться с его неперспективным выбором, жалея впоследствии об упущенном.

Выбор учебного заведения, где хочет продолжить обучение подросток – это лишь полдела. Важно проследить, умеет ли ваш ребенок правильно учиться. Речь идет о ведении конспектов, умении самостоятельно находить информацию и разбираться в ней, оформлять доклады и рефераты, самому контролировать свой учебный процесс и равномерно распределять нагрузки, ведь в университете их очень много. Все это окажется для него очень полезным в будущем.

Естественно, возможны конфликты между подростками и родителями на фоне переходного возраста. В 16-17 лет мнение сверстников становится более весомым и авторитетным, чем мнение родителей. В такой ситуации нужно знать меру и лишний раз не вмешиваться в жизнь своих детей, иначе конфликты неизбежны.

В любом случае, все трудности преодолимы, а в жизни старшеклассников скоро начнется новая счастливая пора – студенчество. Задача родителей в том, чтобы помочь детям справиться с нагрузками и стрессом, разобраться во взаимоотношениях с друзьями и преподавателями и, конечно, не потерять себя.