Самые продаваемые лоты 2010 года

Совокупная стоимость самых дорогих предметов искусства, проданных на аукционах в этом году, удвоилась по сравнению с аналогичным показателем 2009 года, ознаменовав окончательное восстановление этого рынка после финансового кризиса.

По данным Bloomberg, 10 самых дорогих лотов 2010 года в этом сегменте стоили $698,6 млн по сравнению с $326,1 млн в 2009 году. В том числе за год дважды обновлялся исторический рекорд стоимости для произведения искусства.

В десятке лидеров не оказалось работ старых европейских мастеров, которые долгое время были важным источником дохода для аукционных домов: особым спросом в 2010 году пользовались шедевры ХХ века, а также вазы и живопись средневекового Китая.

Пикассо снова на пике популярности

 

Рекорд года принадлежит полотну Пабло Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев», проданному в мае на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $106,4 млн, что является самой высокой ценой для предмета искусства в истории. В последний раз перед этим картина меняла владельца в 1951 году, но тогда она стоила скромные $19,8 тыс.

На девятой строчке оказался «Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», написанный П. Пикассо в 1903 году и проданный за 34,8 млн фунтов ($52 млн).

По итогам 2009 года П. Пикассо стал самым продаваемым художником мира: его работы принесли владельцам $121 млн, в 2010 году результат был еще выше.

Цены на скульптуры Джакометти удивили аукционистов

Предыдущий мировой рекорд был установлен в феврале этого года на аукционе в Лондоне: тогда скульптура Альберто Джакометти «Шагающий человек» ушла с молотка за 65 млн фунтов стерлингов ($103,4 млн). В рэнкинге по итогам 2010 года этот лот занимает вторую строчку.

 

Продавцом скульптуры был Commerzbank, унаследовавший эту работу после покупки Dresdner Bank и его коллекции. Ставки на «Шагающего человека» начались с 12 млн фунтов, и аукционный дом Sotheby's рассчитывал получить лишь четверть от итоговой суммы.

В «десятке» есть и вторая работа А. Джакометти, которого The Wall Street Journal назвала самым популярным автором у покупателей из России и Ближнего Востока и любимым скульптором Романа Абрамовича, – на 7-й строчке стоит бюст «Большая голова», изображающий брата мастера – известного дизайнера Диего Джакометти. Christie's удалось получить за эту скульптуру $53,2 млн.

 

На 8-м месте – еще одна скульптура, «Голова», выполненная Амедео Модильяни, которая ушла с молотка за $52,6 млн, установив абсолютный рекорд для предмета искусства, когда-либо проданного во Франции.

А. Модильяни, как и П. Пикассо, и А. Джакометти, отметился в «топе» дважды – 4-ю позицию занимает его картина «Сидящая обнаженная на диване». Эксперты прогнозировали, что она будет продана примерно за $40 млн, однако в ходе торгов цена лота подскочила до $68,96 млн.

Китай стал модным трендом не только на финасовых рынках

На 3-м месте рейтинга оказалась ваза периода Цяньлун – шестого императора из династии Цин, которая была продана на торгах аукционного дома Bainbridges в Лондоне в ноябре за 51,6 млн фунтов ($83 млн). Это рекордная цена, когда-либо заплаченная за китайские произведения искусства, при этом итоговая сумма превзошла оценочную стоимость в 50 раз.

Ваза была куплена неизвестным коллекционером из КНР.

 

С 1930-х годов ваза принадлежала одной английской семье, она была случайно обнаружена во время разбора старых вещей в доме на северо-западной окраине Лондона. Владельцы выставили вазу на аукцион, пожелав остаться неназванными.

Предполагается, что эта ваза, как и многие другие китайские ценности, оказалась в Англии в конце 19-го века после того, как Летний императорский дворец в Пекине был разграблен британскими и французскими войсками в 1860 году в конце Второй опиумной войны.

В июне на аукционе дома Poly Auction в Пекине был продан китайский манускрипт за $63,8 млн – рекордную на тот момент сумму для предмета искусства из Китая. По итогам года свиток оказался на пятой строчке.

Манускрипт, содержащий рассуждения о правосудии и морали легендарного государственного деятеля эпохи Тан Вэй Чжэна, создал Хуан Тинцзянь, живший во второй половине 11-го века.

Изначально свиток достигал в длину 8,24 метра, но в течение 800 лет увеличился до 15 метров, поскольку владельцы свитка – китайские писатели и чиновники – по мере необходимости его дописывали.